Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

6.2. ИнКО и «Проблемные ВНИКи» (Временные научно-исследовательские коллективы по актуальным проблемам развития образования и защиты детства)

 
6.2.1. Общие положения

Предлагаемая модель «ВНИК по актуальным проблемам развития образования и защиты детства» не имеет сегодня точных аналогов. Но потребность в подобных структурах – мобильных, способных совмещать глубокое и фундаментальное осмысление проблемы с оперативной выработкой технологичных рекомендаций и запуском процессов по их реализации – чрезвычайно высока.

 

(Идея проблемных групп по актуальным проблемам развития образования принадлежит красноярскому исследователю А.Н.Юшкову – подробнее см. Приложение 5).

 

«Проблемные ВНИКи» могли бы создаваться для концентрации усилий по конкретной тематике в двух-трёхлетней перспективе. Они могли бы аккумулировать результаты работы разных ИнКО и других научно-исследовательских и экспериментально-педагогических групп, выступая «модераторами» проектов разного плана взаимодействий.

Их направленность – не столько непосредственно исследовательская, сколько обобщающая, проектировочная и оргдеятельностная.

С другой стороны – на базе ВНИКов могли бы разрабатываться, организовываться, финансироваться конкретные программы инновационно-внедренческого, консультирующего, обучающего и т.д. характера.

 

6.2.2. Смысл деятельности:

1. Постановка и точное формулирование проблемы, поиск аналитических, исследовательских и инновационных групп, имеющих опыт её понимания и решения (в том числе среди ИнКО).

2. Выработка программ, форм и методов распространения тех инновационных практик, которые способствовали бы качественным сдвигам в решении проблемы. Запуск таких проектов.

3. Выработка локальных, «фрагментарных», но легко осуществимых и многочисленных организационных, управленческих, педагогических решений, способствующих позитивным изменениям. Их осуществление.

4. В некоторых случаях – фиксирование и передача опыта своей работы.

 

6.2.3. Особенности деятельности в связи с ИнКО:

  • В лице ИнКО «Проблемный ВНИК» получает партнёров, готовых с ходу предлагать к обсуждению не разрозненные идеи, рассуждения, элементы практического опыта, а системные, разноуровневые, проверенные на опыте решения.
  • Участники достаточно успешного ИнКО имеют опыт исследовательской, проектной, инновационной, менеджерской работы в тех самых жанрах, которые требуются для успешной деятельности «Проблемного ВНИКа».
  • В свою очередь, ход и результаты работы «Проблемного ВНИКа» для ИнКО в значительной степени отвечают его практическим целям и исследовательским интересам.
 

6.2.4. Задачи, функции, формы работы:

  • Поиск и привлечение необходимых специалистов, налаживание взаимодействия привлекаемых организаций (в т.ч. ИнКО), расчёт необходимых сил и средств.
  • Анализ проблематики, вероятных ресурсов и возможностей. Совместная с привлечёнными специалистами разработка программы деятельности ВНИКа на весь предполагаемый период его существования.
  • Выбор, сопоставление, увязывание предложенных модельных способов решения (или смягчения) проблемы.
  • Социологический и социокультурный анализ ситуации с точки зрения перспектив инновационной деятельности. Соотнесение реальных возможностей педагогов, школ и т.д. с трудоёмкостью средств, необходимых для решения данной проблемы.
  • Разработка программы инновационно-внедренческого характера, направленной на решение заявленной проблемы. (В том числе выработка многоуровневой системы предложений, ориентированной на разные пути и степени продвижения к цели для разных типов ситуаций – в зависимости от обстоятельств и возможностей).
  • Контроль за исполнением предложенных к реализации программ и проектов, их экспертиза, корректировка хода работы.
  • Подведение итогов работы. Предложения по дальнейшему обеспечению деятельности в данном направлении.
  • В некоторых случаях – подготовка итоговых пакетов научных, методических, управленческих и прочих материалов, имеющих модельное и обучающее значение; проведение семинаров и других форм передачи наработанного опыта для заинтересованных лиц.
 

6.2.5. Возможные «заказчики», создатели, учредители «Проблемных ВНИКов»:

  • Министерство образования и науки, подведомственные ему институты, программы, проекты.
  • Министерства здравоохранения, культуры, социального обеспечения и другие федеральные ведомства.
  • РАН, РАО и другие научные структуры
  • Российские, международные и частные фонды
  • Специальные федеральные программы
  • Региональные органы управления
  • Муниципальные органы управления
  • Отраслевые министерства
  • Предприятия как спонсоры (заботящиеся о развитии и благополучии территорий)
  • Предприятия, группы предприятий как бизнес-структуры (заботящиеся о подготовке и привлечении кадров)
 

6.2.6. Условия создания

«Проблемные ВНИКи» целесообразно создавать на всех уровнях – от общероссийского до местного, где только возможно эффективное объединение исследователей и организаторов их работы. Но это оправдано только при соблюдении ряда условий:

а) Чёткое понимание значимости, приоритетности проблемы, ради решения (или снижения остроты) которой создатели ВНИКа готовы идти как на достаточные расходы, так и на организационные и административные» усилия (и в текущую деятельность ВНИКа – и главное, в реализацию предложенных им программ).

б) Наличие компетентных организаторов исследовательской работы, готовых взяться за создание такого ВНИКа.

в) Наличие серьёзных исследовательско-педагогических ресурсов, которые можно привлечь к работе ВНИКа.

г) Готовность предоставить достаточные управленческие и организационно-менеджерские ресурсы для реализации вырабатываемых рекомендаций.

 

Соблюдение этих условий принципиально, так как результаты деятельности «Проблемных ВНИКов» (в отличие от результатов деятельности ИнКО) – чаще всего «скоропортящиеся». Они должны быть ориентированы на текущие социальные обстоятельства, ресурсы, возможности и т.д.

 

Во многих случаях (в зависимости от тематики и других обстоятельств) «Проблемный ВНИК» на стадии воплощения разработанных рекомендаций должен быть наделён серьёзной административной поддержкой, чтобы иметь возможность результативно преодолевать межведомственные противоречия, равнодушие бюрократического аппарата, корыстные интересы отдельных лиц и т.д.

 

6.2.7. Структура расходов «Проблемного ВНИКа»:

А. Исследовательская, обобщающая и разработческая часть:

  • высокая оплата работы нескольких ключевых специалистов-организаторов;
  • обеспечение необходимой инфраструктуры (технические сотрудники, связь, помещение и оргтехника для работы, расходные материалы и т.п.);
  • значительные средства для командировок, проведения семинаров и стажировок;
  • оплата работы привлекаемых специалистов;
  • проведение разного рода социологических и социокультурных исследований и «замеров»;
  • обеспечение подготовки и утверждения необходимых нормативных документов, планов, программ.
 

Б. Инновационно-внедренческая часть работы:

  • финансирование и обеспечение разработанных ВНИКом программ;
  • контроль за ходом их выполнения, экспертная оценка хода и результатов, корректировка программы.
 

6.2.8. Аналоги «Проблемных ВНИКов» на местном уровне

На уровне города или района созвучные «Проблемным ВНИКам» задачи могли бы возлагаться на «проблемные группы», создаваемые на более короткий срок.

 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 ... 40 41 42 43 (44) 45 46 47 48 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?