Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

4.2. Условия обеспечения деятельности участников ИнКО

 

4.2.1. Формы поддержки основных направлений деятельности ИнКО

 

Среди типичных направлений поддержки, актуальных для большинства ИнКО, можно выделить:

 
  • Оплата работы ключевых сотрудников ИнКО.
  • Доплаты за текущую инновационную деятельность педагогов-практиков.
  • Финансирование программ исследовательской деятельности.
  • Финансирование и организационная поддержка педагогических акций и проектов.
  • Оплата командировок и работ приглашаемых специалистов.
  • Обеспечение учебных курсов, программ обучения и повышения квалификации педагогов, консультационной работы.
  • Оплата работы по записи, расшифровке, редактированию занятий, семинаров, рассказов, выступлений и т.д.
  • Затраты на подготовку и издание методической литературы, ведение сайта, работу со СМИ.
  • Затраты на подготовку, издание, покупку учебных материалов.
  • Нормативное и юридическое обеспечение, нормализация документооборота, административное «прикрытие».
  • Поддержка инфраструктуры, комплексно обеспечивающей решение задач различных организационных блоков ИнКО.
 

Представляя, что и как нужно поддерживать в ИнКО, важно рассматривать два плана.

Во-первых, представить, что и как можно поддерживать в ИнКО в общем случае (см. ниже в данном разделе).

Во-вторых, оценить, что и как нужно поддерживать в конкретных моделях ИнКО (см. разделы 2, 5, 6, 9.)

 

Базовую модель ИнКО продуктивно рассматривать на трёх уровнях:

1) поддержка конкретных людей, участников ИнКО;

2) поддержка конкретного ИнКО в целом и его возможных структур;

3) поддержка инфраструктуры развития сети ИнКО и, в частности, поддержка конкретных инициатив и проектов.

 

Предваряя такое рассмотрение, укажем на несколько типовых проблем вовлечения педагогов в инновационную деятельность. В качестве вариантов их решения обозначим способы высвобождения времени педагога-исследователя от непрерывной работы с детьми без вреда для хода образовательного процесса.

 

4.2.2. Противоречия в обеспечении условий работы участников ИнКО

 

Подчеркнём комплексный характер условий, которые должны обеспечиваться относительно различных участников ИнКО, их определённую целевую противоречивость, если рассматривать её в «статике», а не в «динамике». (Схема 5).

 
 
Для перемены позиции
на более значимую
для ИнКО
 
 

Для развития своей позиции, достижения новых результатов деятельности

 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УСЛОВИЙ:
 

Для возможности обучения и «подключения» к делу новых участников

 
 
Для сохранения
позиции
 
 
 

Схема 5. Цели поддержки участников ИнКО

 

Противоречие 1. Цели удержания специалистов в их сегодняшней позиции и задачи их перевода в новую роль.

С одной стороны, приоритетная задача ИнКО – добиться того, чтобы его участники (исследователи, педагоги, авторы методических разработок, организаторы педагогических акций, педагогические площадки и т.д.) продолжали делать то, что они и так уже делают. Чтобы они сохраняли свою профессиональную роль, не снижали качество работы и не уходили из сферы образования (или из данной инновационной практики).

С другой стороны – жизненно важно для развития каждого ИнКО расширение круга столь немногочисленных сегодня специалистов высокого уровня в деле развития инноваций.

 
Для развития ИнКО необходимо выявление:
  • среди педагогов-практиков – потенциальных методистов;
  • среди авторов методических разработок – тех, кто готов выступать в роли технологов, системно описывающих весь ход педагогической работы, и тех, кто готов вести обучающие курсы;
  • среди руководителей педагогических площадок – потенциальных «технологов» управленческих процессов;
  • среди участников педагогических акций – их потенциальных режиссёров-проектировщиков;
  • среди административных сотрудников – будущих менеджеров и т.д.
 

Соответственно, в распоряжении ИнКО должны быть ресурсы, «соблазняющие» творческих участников ИнКО переменить свою (более спокойную) позицию на иную, менее предсказуемую, требующую более полной отдачи сил.

При этом торопиться «заполнять ставки», даже самые важные, но на которые ещё не намечаются соответствующие специалисты, скорее вредно для развития ИнКО. Если они будут заняты неадекватными людьми, то превратятся только в проблему для всех.

 
Подходы к противоречию:
 
  • Формирование кадрового резерва как одна из важнейших функций ИнКО. (И для возможного заполнения вакансий людей – для замещения уходящих, переезжающих с педагогических площадок ИнКО). Наработка опыта плавного освоения специалистами новых рабочих мест и профессиональных позиций (в т.ч. через работу в роли ассистентов, заместителей и т.д.).
  • Временная экономия средств на финансировании тех позиций, для которых нет в настоящую минуту подходящих людей – и готовность открыть соответствующие ставки (или развернуть определённые виды деятельности) достаточно оперативно, как только такие люди найдутся. Это может быть организовано через наличие специальных договорённостей с учредителями ИнКО или через создание специальных «резервных» статей в бюджете.
  • Вариант промежуточный: выделяются средства на должность, под которую ищется (или «выращивается») специалист, но первоначально эти средства используются частями в форме #посдельной оплаты различных работ различным людям.
  • Наличие в бюджете ИнКО гибкого фонда (сверх чётко определённого основного бюджета) – который мог бы идти на оплату именно тех функций и проектов, на которые в данный момент находятся люди (из большого спектра возможных, но не задействованных пока функциональных ролей и проектных задач).
  • Часто может быть продуктивным регулярный пересмотр «зоны ближайшего развития» ИнКО в том числе с точки зрения кадрового потенциала, условий его обеспечения, «штатного расписания».
 

Противоречие 2. Привязанность к «своему делу» и заботы про образование коллег.

С одной стороны, участник ИнКО должен сосредоточиться на своей конкретной деятельности (исследовательской, экспериментально-педагогической, редакционной, организационной). С другой стороны, принципиально важно самообразование новых людей рядом с ним, требующее отвлечения усилий каждого квалифицированного участника ИнКО на тех, кто самообразовывается рядом.

 
Подходы к противоречию:
 

Освобождения значительной части рабочего времени педагога-исследователя, педагога-экспериментатора для собственно исследовательской работы (а также профессионального взаимодействия, обмена опытом, командировок и т.д.) можно достигать именно за счёт возникновения дополнительных ставок, новых профессиональных позиций (педагог-ассистент, педагог-напарник, «резервный педагог» и т.д.). Обучающиеся сотрудники должны возникать так, чтобы в чём-то брать на себя те или иные нагрузки, лежавшие прежде на педагоге-исследователе, а в то же время, чтобы обеспечивалась его обучающая роль по отношению к ним.

 

Перечислим варианты организационных моделей, позволяющие высвободить значительную часть рабочего времени учителя ИнКО для участия в исследовательской работе, педагогическом взаимодействии, командировках, семинарах и т.д.:

 

Парная педагогика. Два педагога примерно равной квалификации, работающие с одной группой детей. (В условиях детского сада – 3 педагога на группе, в условиях начальной школы – 2 учителя на одном классе, в условиях подростковой школы – специальная координация учителей-предметников и учителей, ведущих несколько предметов, их взаимодействие с классными руководителями и тьюторами).

Использование этой модели (даже независимо от ИнКО!) особенно важно в группах и классах разновозрастного (и разноуровневого) обученияв качестве нормы для разновозрастной педагогики на ближайший период:

  • с точки зрения оптимизации нагрузок на педагога;
  • с точки зрения острой исследовательской потребности в понимании того, каковы возможности разновозрастных учебных групп. Эта практика вполне естественна для множества ситуаций при организации общего образования и чрезвычайно мало продумана в нашей стране;
  • с точки зрения неизбежной необходимости развития педагогики малокомплектных групп и классов для сельских образовательных учреждений и частных школ.

Другая типичная ситуация – интенсивное ведение исследовательской работы. В этом случае иногда роль второго учителя может брать на себя научный сотрудник.

 

Использование педагога-ассистента. Учителю-инноватору предоставляется педагог-помощник, знакомящийся с данной практикой (или «осматривающийся» в ней, или уже последовательно обучающийся). Большую часть времени педагог-ассистент ведёт занятия вместе с учителем-наставником, а в его отсутствие самостоятельно ведёт работу с детьми.

 

Использование иных педагогических площадок и проектов. Планирование командировок, стажировок и других «отлучек» учителей (от нескольких дней до двух недель) может быть сопряжено с планированием специальных форм образования для их классов:

  • с использованием структур дополнительного образования: в том числе в качестве «погружения» в определённую предметную область;
  • с рассредоточением учеников малыми группами по другим классам ИнКО;
  • с реализацией специальных педагогических проектов;
  • с образовательными путешествиями;
  • с социально-значимыми проектами, общественно-полезным трудом.
 

Резервный педагог ИнКО. Речь идёт о стабильной функциональной позиции в ИнКО для педагога, участвующего в разных проектах ИнКО, готового качественно работать с разными группами детей (в том числе, в режиме обычного учебного процесса), но свободного от своего постоянного класса.

Это может быть:
  • педагог-методист,
  • педагог-организатор культурно-образовательных событий,
  • педагог-специалист в какой-то определённой тематике (или форме работы), выступающий с ней как с краткосрочной образовательной программой,
  • педагог-ассистент, «кочующий» по разным классам и педагогам-наставникам.

Во многих случаях подобные модели могут выступать в качестве оптимальных при условии продуманного планирования общего хода работы ИнКО.

 

Педагог-методист ИнКО. Принципиальная фигура для педагогического сообщества ИнКО: человек, постоянно поддерживающий взаимодействие учителей или воспитателей – участников ИнКО, консультирующий их, координирующий заботы об обучении (студентов, стажёров, учителей и т.д.) в рамках ИнКО.

Подмена педагогов на их рабочем месте иногда может быть внесена в разряд его функций.

 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 ... 29 30 31 32 (33) 34 35 36 37 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?