Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 4.
УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

4.1. Типология участников ИнКО

 

Обзор возможных ролей и статусных позиций сотрудников ИнКО представлен на схеме 4.

В разделе 3 эти роли и позиции рассматривались по разным организационным блокам.

Рассмотрим теперь данные позиции как бы «по горизонтали» – по предложенным в схеме условным уровням вовлечённости в деятельность ИнКО.

 

4.1.1. Уровень заинтересовавшихся людей, вовлечённых в деятельность ИнКО.

 

Смысл деятельности, задачи и формы работы в рамках ИнКО:

  • Выполнение определённых задач, преимущественно технического характера;
  • Первоначальное обучение;
  • «Фильтр», отбирающий заинтересованных людей из значительного потока проходящих.
 

Это позиции, не предполагающие значительного профессионализма, требующие для эффективного выполнения чёткости и простоты в постановке функциональных задач и отношений.

На этом уровне «текучка кадров» – не отрицательное, а положительное свойство системы. Одни должны почувствовать, что это не их работа – другие решить, что намерены осваиваться с инновацией более серьёзно; лишь некоторые захотят надолго задержаться в такой позиции.

Чем больше людей пройдёт через такой функционал – тем больше будет и вероятность, что среди них обнаружится несколько тех, кто свяжет с этой педагогикой свою судьбу. Тем больше будет и тех, кто просто получил первое представление об инновационной педагогике – что тоже полезно.

 

4.1.2. Уровень «обучающегося учителя»

 

Смысл деятельности, задачи и формы работы в рамках ИнКО:

  • Обучение и саморазвитие;
  • Непосредственное ответственное участие в педагогическом процессе, акциях, событиях;
  • Более обоснованное самоопределение;
  • Ведение экспериментальной площадки для апробации, корректировки методов освоения практики, её сопровождения, её общественной презентации и т.д.
 

На этом уровне происходит отбор не количественный, а качественный – уже среди людей, пробующих связать свою профессиональную судьбу с данной инновацией. Они будут выбирать разные пути в дальнейшем: постараться освоиться в инновационной практике как можно более качественно; пойти своим путём, используя полученный опыт; нацелиться сменить характер работы внутри данного инновационного комплекса (например, из регулярно работающих учителей перейти в разряд организаторов педагогических проектов или наоборот, из исследователей или журналистов-редакторов – в практики, перейти из практиков в управленцы и т.д.).

 

4.1.3. Уровень специалиста, профессионально осуществляющего инновацию

 

Смысл деятельности, задачи и формы работы в рамках ИнКО:

  • Надёжное сохранение традиций инновационной практики;
  • Её обновление, адаптация к меняющимся обстоятельствам;
  • Экспериментальные исследования, ведущие к переосмыслению определённых сторон практики, совершенствованию методов работы с детьми;
  • Обеспечение практики надёжной управленческой, организационной, проектной и т.д. инфраструктурой;
  • Организация внешнего взаимодействия инновационной практики с общественной средой;
  • Формирование мастерства педагогической экспертизы, экспертной позиции;
  • Помощь в самоопределении другим.
 

Профессиональные позиции этого уровня – базовые для сохранения и развития инновационной практики, они – основа её устойчивости, качественных результатов воплощения, её авторитета и общественной адекватности.

Удержание специалистов, достигших этого уровня в своих профессиональных позициях – своего рода самоцель для ИнКО.

 

4.1.4. Уровень организатора жизни сообщества

 

Смысл деятельности, задачи и формы работы в рамках ИнКО:

  • Развивающая поддержка всех педагогических отношений в сообществе.
  • Идейное «одухотворение» практики, воодушевление, создание условий для личностного роста.
  • Перевод педагогических исследований в педагогический инструментарий (технологизация практики, обеспечение её методическим инструментарием, совершенствование методов обучения инновации).
  • Ведение кадровой политики.
  • Сопоставление своей практики с общим контекстом современных педагогических исследований, понимания детства, инновационных моделей, организационных решений. Участие в общекультурном диалоге.
  • Дополнение своей инновационной модели идеями и разработками из других источников; выбор и использование новых социальных, социокультурных, политических возможностей; обнаружение и освоение новых «точек роста».
  • Запуск программ взаимодействия ИнКО с различными структурами, инновационно-внедренческих проектов и т.д.
 

Профессиональные позиции этого уровня – основа развития инновационной практики, «мотор развития» ИнКО.

Организационная самоцель ИнКО в отношении специалистов, достигших такого уровня – максимально возможная интенсификация их труда и обеспечение им для этого оптимальных условий. Каждый из таких специалистов – уникален и незаменим для данной инновации (и, весьма вероятно, для российского образования в целом).

 

4.1.5. Уровень «держателя идей»

 
Смысл деятельности, основная роль в рамках ИнКО:
  • Люди – символы данной педагогической практики.
  • Наиболее авторитетные эксперты.
  • Источники нечастых – но прорывных для инновационной практики идей, действий, разработок.
  • Источники неожиданной критики и проблематизации для сотрудников ИнКО.
  • Источники воодушевления и вдохновения для участников инновационной практики на любом уровне её освоения.
 

Естественная позиция участников ИнКО в отношении своих «патриархов» – признательность и личностная поддержка, готовность прислушиваться, терпеть их неудобность, по мере возможности обеспечивать любые исследовательские «прихоти» (вне зависимости от того, насколько они понятны с точки зрения текущих планов).

 

Отдельно обратим внимание на то, что в области экспертных оценок, планирования и проектирования деятельности, выбора приоритетов неизбежны ситуации конфликтов между «патриархами» инновационной практики и организаторами жизни сообщества (если эти роли не совпадают).

Первые мыслят в категориях «большого времени», долгосрочных перспектив, верности основаниям, ситуативных творческих интуиций, открывающих принципиально новые возможности; вторые – в категориях текущего развития, намечающихся возможностей, понятности собеседникам, «оправданного» или «нерентабельного» в сегодняшних условиях.

С учётом этого важно, чтобы к выработке важнейших решений в сообществе подключались не два, а три «слоя»: чтобы наряду с «патриархами» и «вождями-технологами» выступали в своего рода примиряющей роли учителя-профессионалы, педагоги-организаторы и т.д.

 

Схема 4. Участники Инновационных комплексов в образовании

 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 ... 28 29 30 31 (32) 33 34 35 36 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?