Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

2.6. К характеристике базовых задач ИнКО. Три типа подходов к педагогическим нововведениям

 

Можно выделить три основных типа представления эффективных педагогических идей, подходов, методик; три варианта пути, на котором педагогами-исследователями предлагается педагогам-практикам осваивать и развивать новшество.

 

2.6.1. Вариант готовой жёсткой технологии, «сценария дня».

 

Здесь предполагаются подробно расписанные «пооперационные» действия педагога, стандартизирована подача материалов для работы ученика и пр.

 

Ориентация на людей, предпочитающих придерживаться «краткосрочной программы», ясного понимания того, «что ждёт завтра».

 

Характерные акценты в формах освоения практики – обучающие семинары «на старте», действия по подробно и внимательно разработанным рекомендациям, ситуация доброжелательного контроля извне, периодические консультации.

 

Наиболее важный организационный блок с точки зрения становления новой практики – Учебно-консультационный центр (а также: педагоги-методисты, авторы-исследователи в качестве авторитетных инструкторов).

 

Принцип построения «методических» текстов – «линейное», последовательное изложение.

 

Предполагается, что новую практику осваивают не слишком мотивированные педагоги, но готовые попробовать и ответственно отнестись к делу.

 
Необходимые условия для успеха:
  • подробное технологическое описание,
  • ясно выраженная административная поддержка,
  • периодический обучающий контроль со стороны «носителя идеологии»,
  • не обязательно частые, но регулярные встречи с коллегами, находящимися в ситуации освоения той же инновации.
 

Подчеркнем, что такая «технологичность» в инновационной практике вовсе не означает механического следования неким «конспектам занятий», которые можно воплощать, не обращая внимания на поведение детей. Акцент скорее обратный: разработать за учителя с методической точки зрения всё, что возможно – дабы его внимание могло быть сосредоточено именно на нюансах детского восприятия, а не на лихорадочном поиске дидактических средств.

Другое дело, что учителю доверяется в данном случае не выбор стратегии ведения занятий, изменения их плана и т.д., а выбор нюансов своего поведения, подачи материала, отношения к детским инициативам и т.д. («Не режиссёрское, а исполнительское искусство»).

 

2.6.2. Вариант осмысления новой практики с помощью сообщества коллег и других профессиональных собеседников, различных социокультурных средств и методов.

 

Акцент ставится на создании каждым педагогом собственного стиля инновационной практики с помощью выработки особых «нюансов», подлаживающих её к обстоятельствам его жизни.

 

Ориентация на среднесрочную перспективу достижения ощутимых, видимых результатов: от нескольких месяцев до года в педагогической практике, от года до трёх в общественно-педагогической.

 

Характерные акценты в формах освоения практики – совместные с коллегами доверительные обсуждения текущих ситуаций и совместные наблюдения за обучающимися детьми, совместная выработка вариантов решений и выбора подходящих методов из предлагаемого «арсенала приёмов-принципов».

При этом важную «катализирующую» роль в таких обсуждениях должны играть педагоги-методисты, исследователи, разного рода лидеры – прежде всего, как эффективные «модераторы общения».

 

Наиболее важный организационный блок с точки зрения становления новой практики – Педагогическое сообщество во взаимодействии с Исследовательской группой (а также педагоги-методисты, авторы-исследователи в качестве экспертов, педагоги-лидеры, гордые своей причастностью к данной практике и стремящиеся к её распространению и углублению).

 

Логика построения «методических» текстов – «палитра возможностей», описание и обсуждение «приёмов-принципов». «Приёмы-принципы» выступают как средство понимания (одновременно практическое и символическое) педагогических задач, методов их решения, способа организации дела. Демонстрируется вариативность их возможного сочетания и последовательности их применения в реальном планировании работы – в зависимости от детей, обстоятельств, собственных интересов.

 

Ориентация на «оживающего» педагога – не очень смелого и самостоятельно-отважного, но ценящего результат в своей работе, заботливого к детям.

Такой педагог готов прикладывать заметные усилия к совершенствованию своего профессионализма в атмосфере доброжелательного сотрудничества с коллегами (а желательно – и лояльности руководства), но побоялся бы надолго остаться в одиночестве и атмосфере непонимания.

 
Необходимые условия успеха:
  • наличие перед глазами реальной практики, которую можно посмотреть и «пощупать»;
  • достаточно широко разработанный методический материал, хотя представленный не линейно, а в качестве «палитры возможностей»;
  • наличие хотя бы одного энтузиаста-организатора общего взаимодействия;
  • административная лояльность;
  • наличие сколько-то приемлемого уровня социокультурного оптимизма и общественной открытости.
 

2.6.3. Вариант обращения к самоопределению, творчеству и энтузиазму педагогов, их «пробуждению».

 

Акцент на тех, кто способен, познакомившись с той или иной идеологией, уловив определённые ценности и общие рамочные подходы, начать в своей практике выстраивать нечто своё «по аналогии», или в диалоге с предложенными идеями, или в качестве их творческого продолжателя.

 

Ориентация на людей, способных удерживать «долгосрочную перспективу» в своих ожиданиях и намерениях.

 

Характерные акценты в формах освоения практики – ключевые события, внезапно открывающие новые горизонты в своих и детских возможностях; собственные усилия по выработке личной профессиональной позиции, стиля, мастерства; диалоги-наблюдения за детьми и за практикой коллег, смысловые диалоги с деятелями образования, культуры, науки, бизнеса – как средства развития собственной педагогической линии.

 

Наиболее важный организационный блок с точки зрения становления новой практики – Проектный центр (а также педагоги-исследователи, представители родительской и культурной общественности).

 

Принцип построения методических текстов«идеи-образы», сочетание общепедагогических (или общекультурных, философских) идей и практических наблюдений, описаний жизнедеятельности, выступающих как их олицетворения, как символика педагогической действительности.

 

2.6.4. Важность использования в деятельности ИнКО всех трёх типов подходов к педагогическим нововведениям

 

Авторы «инновационных прорывов» часто декларируют определённую «ставку» строго на тот или иной вариант. (Например, А.М.Кушнир или Н.М.Крылова – на «детально-технологический»; Е.Е.Шулешко, В.К.Дьяченко, вальдорфцы, френетисты – на «средний», «социокультурный»; Ш.А.Амонашвили, сторонники Школы диалога культур, А.М.Лобок – на «идейно-творческий»). Но, например, в традициях Монтессори-педагогики все три плана представлены достаточно равноправно; для них даже существуют близкие смысловые различения: метод, методика, технология.

 

На наш взгляд, большинство масштабных педагогических идей может быть (и должно быть) хотя бы отчасти представлено на всех уровнях. Потребность в этом наблюдается практически всегда:

 
  • В большинстве случаев необходимы тщательно разработанные, «технологичные» учебные материалы для детей. (Их, конечно, можно вменить в обязанность делать каждому учителю, но, как показал опыт, именно это и становится камнем преткновения для многих педагогов, препятствуя широкому освоению инновации).
  • Чаще всего важны простые и подробные алгоритмы действий для начинающих.
  • Для любой практики чрезвычайно ценно подробное прописывание хода учебных дней на протяжении длительного периода – если не в качестве примера для следования, то в качестве модели возможного решения, на которой видна взаимосвязь разных сторон педагогического дела (такое описание находится как бы на грани «технологического» и «социокультурного» уровня).
  • Для воспитания педагогов-методистов (даже в случае «технологизированных» практик) необходима работа на грани «социокультурного» и «героически-творческого» уровня понимания дела.
  • Потребность в этом чаще всего возникает и в связи с необходимостью привязки инновации к реальным обстоятельствам местной жизни, традициям, отношениям людей.
  • В любом случае какое-то число «героических» педагогов-энтузиастов необходимо для распространения всякой педагогической практики.
 

Специфика различных инновационных практик должна сказываться, на наш взгляд, не столько в отказе от того или иного плана работы – сколько в выборе пропорций, акцентов, приоритетов.

 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 ... 10 11 12 13 (14) 15 16 17 18 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?