Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


Научно-методические рекомендации планируется издать книгой в издательстве «Народное образование» в 2009 году
Большинство фундаментальных инновационных идей в образовании в нашей стране разрабатывалось на протяжении 60-х, 70-х, 80-х годов. В 80-х, 90-х годах они воплощались в более широком масштабе. За четверть века был накоплен огромный опыт их освоения, стали очевидными его возможные результаты. Отечественные разработки были дополнены и значительным кругом зарубежных инновационных педагогических практик, прошедших определённую историю адаптации на российской почве.
Практика работы многих педагогов на основе инновационных педагогических подходов показала, как различными способами могут быть решены ключевые проблемы в области качественного для всех детей дошкольного и начального школьного образования, а в решающей степени – и основные проблемы в области образования подростков.
Однако, к настоящему моменту стала очевидной необходимость системной организационной поддержки тех педагогов, исследователей, методистов, которые реализуют и развивают лучшие педагогические практики, обеспечивающие успешное образование для всех детей.
Модель инновационных комплексов в сфере образования предлагается в качестве механизма обеспечения конкретных инновационных педагогических практик на федеральном, региональном или местном уровне, предусматривающего взаимодействие причастных к данной практике учёных, педагогов, управленцев, образовательных и исследовательских учреждений и других участников.
Данная научно-методическая разработка осуществлена авторами в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 2008 году.
обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования


Научно-методические рекомендации
разработаны по заказу Министерства образования и науки РФ
в рамках Федеральной целевой программы развития образования

Цирульников А.М., Эпштейн М.М., Русаков А.С.
при участии Казаковой Е.И., Полякова С.Д., Хилтунен Е.А.

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования, обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования


Краткое оглавление

Рекомендации Министерства образования и науки РФ
по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования
для обеспечения взаимодействия исследовательских групп, образовательных учреждений,
органов управления по вопросам модернизации образования

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность создания Инновационных комплексов в сфере образования (ИнКО).

1 раздел. Характеристика основных задач ИнКО. Основания его деятельности.

2 раздел. Типы и виды моделей ИнКО, представленные на основе опыта их исторических прототипов.

3 раздел. Базовая модель инновационных комплексов в сфере образования.

4 раздел. Инновационные комплексы в сфере образования: участники и условия их деятельности.

5 раздел. Перспективы влияния ИнКО на начальное и среднее профессиональное, дополнительное, среднее и высшее педагогическое образование.

6 раздел. Взаимодействие ИнКО с традиционными и перспективными структурами педагогического образования и повышения квалификации.

7 раздел. Риски при создании и развитии ИнКО.

8 раздел. Типовые модели ИнКО. Общие и вариативные модули.

9 раздел. Примеры моделирования конкретных ИнКО на основе предложенной базовой модели.

10 раздел. Актуальные направления инновационных педагогических практик, требующие поддержки (в том числе, путём создания ИнКо).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рекомендации Министерства образования и науки РФ
по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования
для обеспечения взаимодействия исследовательских групп, образовательных учреждений,
органов управления по вопросам модернизации образования

Введение.
Актуальность создания Инновационных комплексов
в сфере образования (ИнКО)

1 раздел.
Характеристика основных задач ИнКО.
Основания его деятельности

1.1. Объективные требования к программе освоения педагогических нововведений.

1.3. Уровни создания ИнКО. Управление. Источники финансирования.

2 раздел.
Типы и виды моделей ИнКО,
представленные на основе опыта их исторических прототипов

2.1. Модели ИнКО, ядром которых выступает деятельность конкретных людей или сообществ.

2.2. Модели ИнКО, ядром которых выступает определённая организация, действующая в сфере науки и образования

2.3. Модели ИнКО, ядром которых выступает деятельность образовательной сети

2.5. Условия, влияющие на планы создания и развития конкретных ИнКО.

2.6. К характеристике базовых задач ИнКО. Три типа подходов к педагогическим нововведениям.

3 раздел.
Базовая модель инновационных комплексов
в сфере образования

3.3. Деятельность по сохранению и развитию педагогического сообщества

3.4. Подготовка педагогов к инновационной деятельности.

3.6. Управленческое обеспечение инновационных процессов

3.7. Проектирование и осуществление общественно-педагогических событий

3.8. Деятельность по организационному, материально-финансовому, нормативно-правовому, административному обеспечению

3.11. Педагогическое сообщество и структура его поддержки.

Схема 3. Центр педагогических проектов
и Служба ресурсной поддержки и развития

4 раздел.
Инновационные комплексы в сфере образования:
участники и условия их деятельности

4.2. Условия обеспечения деятельности участников ИнКО.

4.3. Формы поддержки участников педагогического сообщества.

4.4. Формы поддержки конкретного ИнКО в целом и его структурных единиц в частности

4.5. Зависимость развития ИнКО от иных механизмов поддержки общественно-педагогических инициатив.

5 раздел.
Перспективы влияния ИнКО
на начальное и среднее профессиональное, дополнительное,
среднее и высшее педагогическое образование

5.2. Возможности ИнКО в обновлении профессионального образования

5.4. ИнКО как фактор преобразований в инфраструктуре педагогической науки и педагогического образования в России.

5.5. Перспективные возможности влияния ИнКО на различные аспекты системы образования.

6 раздел.
Взаимодействие ИнКО
с традиционными и перспективными структурами
педагогического образования и повышения квалификации

6.1. Совместные с ИнКО проекты и программы по распространению инноваций

6.2. ИнКО и «Проблемные ВНИКи» (Временные научно-исследовательские коллективы по актуальным проблемам развития образования и защиты детства).

6.3. Экспертные группы социокультурных исследований в образовании.

6.4. Использование ИнКО для сетевого педагогического образования. Модель «Летучего университета».

6.5. Поддержка и координация «спонтанных воспитательных очагов».

6.6. Возможные направления деятельности местных методических служб в связи с ИнКО.

7 раздел.
Риски при создании и развитии ИнКО

7.1. Возможные риски при определении тематики и направленности ИнКО.

7.2. Возможные риски в связи с договорённостями при создании ИнКО.

8 раздел.
Типовые модели ИнКО. Общие и вариативные модули

8.1. Модель ИнКО, создаваемого на основе педагогического сообщества.

8.2. Модель ИнКО, создаваемого на основе базового экспериментального учебного заведения.

8.3. Модель ИнКО, создаваемая на основе деятельности конкретного исследователя (группы исследователей).

9 раздел.
Примеры моделирования конкретных ИнКО
на основе предложенной базовой модели

9.1. Проектная разработка Инновационного комплекса в сфере образования по созданию российской национальной модели Монтессори-школы (на базе «Монтессори-школы Михайловой», г. Санкт-Петербург).

9.2. Проектная разработка по созданию Инновационного комплекса в сфере образования в г. Москве и Московской области, поддерживающего программу Е.Е.Шулешко «Обновление и самообразование» и систему педагогической реабилитации глухих и слабослышащих детей по методике Э.И.Леонгард. (На базе лабораторий Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, существующих педагогических площадок и рекомендуемого к созданию экспериментального комплекса «Детский сад – начальная школа»).

9.3. Проектная разработка по развитию Инновационного комплекса в сфере образования по авторской методике преподавания русского языка, разработанной Т.Ю.Березовской (на базе Лаборатории адаптивных методик обучения русскому языку ФИРО).

9.4. Проект создания региональных экспертных групп социокультурного анализа в образовании в Республике Саха (Якутия) и Новгородской области (на базе Лаборатории социокультурных проблем развития образования Института управления РАО и региональных педагогических площадок).

9.5. Проект создания региональной Проблемной группы (лаборатории) по разработке моделей деятельности подростковой школы (на базе образовательного центра «Участие», г. Санкт-Петербург)

10 раздел.
Актуальные направления
инновационных педагогических практик,
требующие поддержки (в том числе, путём создания ИнКо)

10.3. Социально-педагогические и организационно-педагогические инновации, которые возможно поддерживать как через ИнКО, так и путём создания ВНИКов по актуальным проблемам образования и защиты детства.

11 раздел. Рекомендуемая литература

12 раздел. Приложения

Приложение 1.
Положение о краевых инновационных комплексах
, разработанное в Красноярске в 1997 году

Приложение 2.
Типовой Устав ГОУ «Научно-методический центр», принятый за основу в различных районах Санкт-Петербурга в 2008 году

Приложение 3.
Положение о деятельности государственного образовательного учреждения в режиме ресурсного центра

Приложение 4.
Об организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях района

Приложение 5.
ИСКОМЫЙ ВАРИАНТ МНОГООБРАЗИЯ (статья Алексея Юшкова).

Приложение 6.
Гостевой обмен опытом педагогов. Опыт открытий, риск открытости и преемственность образования (выдержки из книги Е.Е.Шулешко «Понимание грамотности»).

Приложение 7.
О вариантах формы собственности в образовании
(на основе финского опыта).

Приложение 8.
ЗАМЕТКИ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ОБРАЗОВАНИЯ (выдержки из книги С.Л.Братченко «Гуманитарная экспертиза в образовании»).

Приложение 9.
Выдержки из педагогических стандартов
ISSA (к проблемам экспертной оценки инновационной практики).

Приложение 10.
О социальных эффектах инвестиций в образовательные проекты (статья Михаила Эпштейна).

Приложение 11.
о возможностях разработки городской Программы «Сеть образовательных ресурсов»
как системы взаимодействия педагогических проектов с бизнес-структурами (проектная разработка Андрея Домбровского и Михаила Эпштейна).

Приложение 12.
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)..


Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: (1) 2 3 4 5 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?