Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Ландруа А. Входим в класс «Френе»


Войдём в класс, который работает по «системе Френе» и постараемся понять, как организована здесь работа. Что отличает его от обычных классов?
Информация об авторе: Ландруа Анри
Анри Ландруа, французский учитель

 

Анри Ландруа

Входим в «класс Френе»

 
Маленькое уточнение перед тем как открыть дверь: идеального «класса Френе» не существует. Когда учителя, желающие побывать в классе, где применяют «техники Френе», просят меня на семинарах (будто заказывают вырезку у мясника): «Мне покажите настоящий класс Френе», я должен разочаровать их: они могут увидеть лишь классы, «идущие по направлению»; классы, где используют ту или иную «технику» - иногда это зависит от внешних обстоятельств, иногда от склонностей самого учителя. Последнее имеет большое значение: если вы побываете у учителя, страстно увлеченного фотографией или музыкой, у вас сложится впечатление, что он только и занимается этим делом на уроках - а на самом деле ему удается объяснить большинство понятий школьной программы через эту работу (математику через фотографию, например).
 
И все же «класс Френе» не перепутаешь с обычными классами. Внимательный наблюдатель без труда подметит некоторые особенности. Учитель, который мало-помалу начинает применять «техники Френе», через некоторое время замечает, что его класс становится другим…
 
Коллективные проекты
 
В этом классе дети работают над коллективными проектами. Я не хотел бы приводить примеры тем проектов, чтобы не вышло путаницы с «проектным методом». Однако, попробуем. Тема, над которой будет работать группа, может быть предложена учителем или самими учениками. Из всех предложений выбирается одно, составляется план работы группы, уточняется содержание работы и определяется срок её завершения. Эта работа делается всеми учениками сообща; преподаватель, будучи гарантом выполнения принятых решений, при необходимости подталкивает детей к работе и «подпитывает» их интерес. Некоторые виды работ проходят в маленьких группах, при четком распеределении ответственности между членами группы.
 
Индивидуальные проекты
 
В таком классе каждый ребёнок имеет возможность работать над собственным проектом. Получив свободу, ребёнок, к примеру, может захотеть вести исследование любовных отношений у гиппопотамов, но если его проект задевает интересы группы, он должен будет считаться с этим: если его охватывает желание перекрасить все стулья в классе в красные цвет, нужно будет поставить этот вопрос на обсуждение совета класса. Он работает над темой, которая ему больше всего интересна или над темой, в которой у него есть проблемы и поэтому он понимает необходимость дополнительной    работы.
 
У него всегда под рукой необходимые материалы: в короткий срок он при помощи учителя может найти работы других учеников, карточки, соответствующие страницы учебника, - все, что нужно для того, чтобы найти ответ на собственный вопрос. Если Жан-Жак, к примеру, испытывает трудности в образовании множественного числа существительных, этот вопрос вносится в его индивидуальный план работы на неделю и Жан-Жак получает все необходимые материалы для работы. Таким образом, ребёнок получает автономию по отношению как к группе, так и к учителю.
 
Групповая и индивидуальная работа уравновешивают друг друга; в этих классах стремятся выработать совершенную формулу работы: некоторые понятия лучше усваиваются при групповой работе, другие - при самостоятельной, и иногда приходится сдерживать стремление к чрезмерной индивидуализации. На практике иногда это стремление - как со стороны учеников, так и со стороны учителей - заходит слишком далеко: дети в этом случае отличаются сверхорганизованностью, но они лишены возможности работать сообща. Как и во всем остальном, здесь важна мера.
 
Власть детей
 
В этих классах многие полномочия переданы детям. Чтобы избежать недоразумения, скажем сразу: не вся власть отдана детям, учитель остается хозяином положения, он определяет правила игры и четко определяет границы передаваемых полномочий.
Учитель старается объяснять детям необходимость этих границ. И если ученики уже освоили пространство свободы, определенное этим «общественным договором», учитель может смело сказать им о ненужности и бессмысленности того или иного ограничения.
 Всё это происходит на советах класса - таков закон. Ученики знают, что на советах можно принимать важные решения, касающиеся жизни класса. Учитель стремится передать управление советом (ведение собрания, протокол…) самим ученикам - конечно, если дети, в силу своего возраста, способны выполнять подобные задачи.
 
Открытость класса
 
Дети переписываются с учениками других школ или со взрослыми; класс выходит за пределы школы, устраиваются экскурсии, приглашаются в гости люди, которые могут рассказать что-то полезное, поделиться жизненным опытом.
 
Класс издает газету
 
Всё, что происходит внутри класса, имеет выход во внешнюю жизнь: дети имеют возможность самовыражения через газету, которая содержит исключительно результаты их творчества (ничего другого - даже кроссвордов и игр).
 
Исследовательский дух и «познание на ощупь»
 
Приветствуется и поддерживается исследовательская работа: коллективная, групповая, индивидуальная. Причём ответы на вопросы ищут не только в книгах - используются аудиозаписи и видеофильмы. Или обращаются непосредственно к человеку. Чтобы понять, как функционирует почта, лучше опросить почтальона с соседнего участка, чем прочитать книгу на эту тему.
Всем понятно, и учитель не должен бояться сказать об этом чётко и ясно, что никто сегодня (даже директор школы!) не может знать всё - и это значит, что ценностью являются не знания сами по себе, а умение их получать, умение работать. Именно поэтому класс (или школа) оснащены библиотекой - это информационный центр, где дети должны уметь искать нужную информацию и правильно пользоваться ей. Особое значение имеет принцип «познания на ощупь» - он определяет всю учебную работу: минимум уроков «ех cathedra», но много времени для экспериментов, измерений, сравнений, обсуждений - поисков «нехоженых троп».
 
Приветствуется свободное самовыражение
 
В этих классах учитель ждёт от детей свободного выражения чувств и мыслей, а не повторения заученных штампов. Он не вывешивает на стену, к примеру, таблиц с правилами, что, впрочем, не исключает использования этих таблиц в случае необходимости. Смысл всей работы заключается в том, чтобы преодолеть скованность и научиться выражать себя через рисунок, движение, театр, музыку, письмо. Надо согласиться, это серьезная программа.
 
Объединение усилий
 
И ещё один вопрос - и здесь, наверно, мы столкнемся на практике с самыми большими трудностями - учитель устанавливает правила и порядки, которые поддерживают дух сотрудничества, а не соревнования между учениками. Он осознает, что идёт против течения: мнение родителей, общества в целом, телевизионные новости, спортивные таблицы, Тур де Франс, Конкурс королевы Елизаветы, - столкновение неизбежно, рано или поздно.
 
Но он знает также, что в будущем - и некоторые руководители предприятий, самые дальновидные, начинают это понимать - ни в какой области нельзя будет добиться успеха в одиночку.
 
Перевод с французского - Рустам Курбатов
 


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/245
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/245
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Ландруа Анри & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?