Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры

Медреш Е. Что такое качественное образование?


Качественное образование - это ОБРАЗОВАНИЕ КАЧЕСТВ личности. И оно по сути своей отличается от всех форм КОЛИЧЕСТВЕННОГО образования, которые, конечно же, намного проще измерять, нормировать и контролировать, но которые от этого не становятся КАЧЕСТВЕННЫМИ.
Медреш Евгений Валентинович, директор гимназии «Очаг», учитель истории, член редакционного совета международного проекта «Активная школа», г. Харьков.
Очевидно, что качественное образование - это такое, которое нужно каждому, кому вообще нужно образование. Но если попробовать определить его более конструктивно, то оказывается, что у каждого о нем своё собственное представление.
 
За последние годы отечественная школьная теория и практика достаточно далеко ушли от того, чтобы путать понятие «качество образования» с какими-нибудь смутно воображаемыми призраками вроде «всесторонней гармонически развитой личности», параметры которой нормативно определялись решениями партии и правительства. Но сильная традиция «единообразия-единомыслия-единоначалия» при оценке успешности работы учителя и школы в целом сохранилась и даже всячески процветает. Ответ же на любой вопрос полностью зависит от того, кому дано право на него отвечать.
 
У нашего понятия «качество образования» есть известный зарубежный аналог - SchoolEffectiveness. Но у них эта «effectiveness» определяется только для конкретной школы, в некоторых конкретных условиях и на какой-то конкретный срок или период развития. Причем определяется не каким-либо внешним контролирующим или управляющим органом, а местным School Воаrd - выборным школьным советом, состоящим из непосредственных потребителей образования. А у нас качество, эффективность и прочие подобные характеристики учебно-воспитательного процесса определяются государством, единообразно и для всех.
 
Есть четыре реальных субъекта общеобразовательного процесса: педагоги, ученики, родители учеников. А ещё - собственно общество, представленное вузами, предприятиями, фирма ми и фермами, улицами и дворами, парками и стадионами, дискотеками и библиотеками родных городов и сел, ежедневно и ежегодно формируемых (реформируемых, деформируемых) итоговым продуктом нашего базового образования. Но парадоксальным образом все эти субъекты отчуждены, отлучены от процесса определения параметров содержания, его целей, условий и результата, в том числе и от определения и оценки его качества. А принадлежат все эти права чиновнику государственного органа управления образованием.
 
Как он там оказался, оттеснив подлинных участников и субъектов учебных взаимоотношений? Мифом является расхожее утверждение, что государство контролирует образование, поскольку оно его оплачивает и содержит.
Государство не оплачивает образование!
Государство лишь перераспределяет деньги налогоплательщиков в соответствии с их - налогоплательщиков - интересами и поручениями. Может быть, каста госчиновников лучше знает, «чего людям надо», что на самом деле соответствует их интересам? Но тогда это просто рудимент совершенно тупиковой тоталитарной схемы государственного контроля приватных личностных прав и вообще приватной жизни.
 
Как бы там ни было, существенно лишь то, что существует. Прерогатива оценивания качества образования у нас принадлежит чиновникам. Их, словно средневековых схоластиков, можно разделить на две категории - реалистов и номиналистов. (Тем более что схоластика и школа - понятия предельно родственные, однокоренные).
 
Качественное образование чиновник-реалист формулирует примерно таким образом: во-первых, это когда ученики хорошо знают математику, физику, естественные науки, родной и иностранный язык, владеют предметами школьного цикла не только на репродуктивном, но и на конструктивном и творческом уровнях; во-вторых, это когда у учеников объективно хорошие оценки и они с минимальным количеством ошибок проходят стандартизированные государственные экзамены и тесты; в-третьих, это когда ученики активно и успешно принимают участие в предметных олимпиадах районного, городского и более высокого уровня, а также в работе различных кружков и секций.
 
Чиновник-номиналист более склонен отслеживать нормативно-инструктивные параметры организации учебного процесса. Для него качественное образование - это когда все классные журналы заполняются точно в соответствии с инструкция-, ми, вся учительская работа отражена в надлежащих приказах, справках, пояснительных, объяснительных и разъяснительных записках, а протоколы заседаний педсоветов оформлены в соответствии с утвержденным образцом; когда учителя с точностью придерживаются утвержденных министерством учебных программ, пособий, календарно-тематического планирования, учебный план учебного заведения строго воспроизводит типовой общегосударственный учебный план, либо в индивидуальном порядке разрешен опять же министерством, которым в обязательном порядке также должны быть разрешены все учебники, использующиеся в учебном процессе; когда работа пронумерованного, прошитого и пропечатанного печатью учебного заведения строится на директивах вышестоящих ведомственных и административных органов, а его директор, педагогический коллектив в целом и каждый педагогический работник в отдельности способны пояснить, на основании каких именно инструкций, приказов, распоряжений и нормативных документов ими спланировано и произведено то или иное действие.
 
Но образованию генетически присущи иные смыслы, и важнейший среди них - самораскрытие ученика, узнавание им подлинногосамого себя,творение во взаимодействии с учителем своего собственного образа. Это принципиально отличается от задачи подражания образцу. Усвоение сведений, правил и норм («знаний-умений-навыков») не может быть самоцелью. Это необходимые, но лишь промежуточные условия становления, самоосуществления личности. Поскольку в открытом гражданском обществе адресатом образования является именно индивидуальная целостная личность, а не те или иные её социальные функции и способы использования.
 
К тому же школой образование не заканчивается, школой оно в действительности только начинается. Подлинное завершение образования - это высшие учебные заведения и система послевузовского обучения. Не сами по себе знания являются целью школы, но ученик, почитающий ценностью знания, интеллект, духовное развитие. Ученик, подготовленный к дальнейшему обучению и нацеленный на него. И если исходить из интересов и приоритетов самой личности, то качественное образование: это образование, которое ощутимо присутствует в человеке и называется образованностью, соединяющей в единое целое все разрозненные итоги обучения по различным академическим предметам и воспитания по различным жизненным аспектам; это образование, к которому хочется обращаться и в дальнейшем, после которого существует живое желание продолжать учиться, а не переступить через него, как через тягостную повинность или законченный формальный этап, необходимый для получения профессии, ремесла. И, наконец, это образование, итогом которого является ученик с развитым интеллектом, сформированной внутренней и внешней речью, способностью к самостоятельному и ответственному мышлению, высказыванию, поступку
 
Качественное образование - это образование качеств личности. И оно по сути своей отличается от всех форм количественного образования, которые, конечно же, намного проще измерять, нормировать и контролировать, но которые от этого не становятся качественными.
 

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c2/193
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/193
Школа для подростка
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Отправитель Нити
Гость
Отправлено: 2012/8/25 18:45  Обновлено: 2012/8/25 18:45
 post
Такого не видел по данной темке, гуд!


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?