Библиотека V1

Из программы "Пралеска". Фантазеры, наследники почемучек

Раздел: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры
Автор: Dima Газета "Детский сад со всех сторон", № 31-32, август 2004г.
Дата: 2007/5/8
«Малютки-Малыши-Почемучки-Фантазёры» - в такой последовательности сменяются детские возрасты по ходу самой популярной в Белоруссии дошкольной программы «Пралеска». Эта программа недостаточно известна в России - и, на наш взгляд, несправедливо.
«Пралеска» интересна не только своей обстоятельностью, своей внимательностью к подробностям детсадовской жизни, не только живой, эмоциональной, порой взволнованной обращённостью к читателю-воспитателю (какую редко встретишь в тексте официальной программы).
Но и тем, что её авторы с особой тщательностью стремились перевести на язык практических рекомендаций наиболее выверенные научные представления о возрастных возможностях и потребностях детей, о делах, которые взрослые могут им предложить.
Некоторыми оценками программы «Пралеска» мы и воспользуемся, чтобы тезисно представить ряд важных выводов, сделанных дошкольной наукой «по теме шестилеток».
Ключевые слова: старший дошкольный

Аннотация: «Малютки-Малыши-Почемучки-Фантазёры» - в такой последовательности сменяются детские возрасты по ходу самой популярной в Белоруссии дошкольной программы «Пралеска». Эта программа недостаточно известна в России - и, на наш взгляд, несправедливо.
«Пралеска» интересна не только своей обстоятельностью, своей внимательностью к подробностям детсадовской жизни, не только живой, эмоциональной, порой взволнованной обращённостью к читателю-воспитателю (какую редко встретишь в тексте официальной программы).
Но и тем, что её авторы с особой тщательностью стремились перевести на язык практических рекомендаций наиболее выверенные научные представления о возрастных возможностях и потребностях детей, о делах, которые взрослые могут им предложить.
Некоторыми оценками программы «Пралеска» мы и воспользуемся, чтобы тезисно представить ряд важных выводов, сделанных дошкольной наукой «по теме шестилеток».

 


 


 


Творческая активность наших воспитанников - в их стремлении не придерживаться готовых образцов и штампов, а искать собственные, оригинальные решения; в выражении своего личного отношения к окружающему - как уже известными способами, так и самостоятельно придуманными.


Поэзия и здоровье


«Поэт - это такой человек, который сильно радуется и сильно огорчается, легко чувствует, волнуется и сочувствует. И дети такие. философ - это такой человек, который глубоко вдумывается и обязательно желает знать, как все есть на самом деле. И опять-таки - дети такие...» - писал известный врач и педагог Януш Корчак. «Поэты и философы» - эти определения больше всего подходят, пожалуй, к нашим «фантазёрам». «Фантазёры» - самые старшие в детском саду, и это легко заметить - дети вытянулись, есть изменения во внешних очертаниях лиц, происходит смена зубов, существенно меняются пропорции тела. Ребёнок превращается в пропорционально сложенного человека. Но функциональные системы детского организма еще не сложились окончательно.

Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей. Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кисти. И это - ещё одна причина утомления, жалоб ребенка («болит рука»), которые можно услышать от него, скажем, при зарисовке на бумаге большого пространства. Совершенствуется также сердечно-сосудистая система дошкольника.

Здоровье детей этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменами климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, вода и т. д.). В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармоничности физического развития и здоровьем. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии, более высокая заболеваемость.

Они, как правило, неорганизованны, их внимание неустойчиво и непродолжительно. Для таких детей характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем как недисциплинированность.

Малая подвижность - чрезвычайно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов.

Несформированность двигательной активности может отрицательно отразиться на школьном обучении.

У детей возникает желание быть красивыми, здоровыми; появляются расстройства, огорчения от частых заболеваний. Частые и продолжительные болезни могут стать причиной «комплекса неполноценности». Дети начинают осознавать факторы, воздействующие на их здоровье.

Возрастают физическая и умственная работоспособность детского организма. Происходят изменения и в органах внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.


Люди важнее предметов


Детей по-прежнему привлекает мир взрослых, вместе с тем они начинают понимать, что настоящий путь в этот мир лежит через школу.

Их тянет в школу не только желание учиться, но и новая обстановка, новое положение в жизни, обладание аксессуарами, связанными со школьной жизнью («У меня будет новый портфель!» и т. д.). Главное сейчас - чтобы они захотели вступить на эту новую ступеньку, не боялись её; чтобы их ожидания, связанные с поступлением в школу, базировались на благоприятном эмоциональном фоне.

Мы заметим, как с возникновением стремления к школе и учёбе будет меняться поведение наших воспитанников. Всё чаще будет возникать желание заняться «серьёзным» делом, выполнять «ответственные» поручения, задания учебного характера. Даже играя в школу, дети всё чаще начинают воспроизводить эти «серьезные» занятия - уроки письма, чтения начинают вытеснять не только свободное время, но и «уроки» рисования, физкультуры...

И все же ведущей остаётся игровая деятельность. «Фантазеры» любят играть, но главное содержание игр «фантазеров» - уже не столько воспроизведение действий с предметами, сколько отношений с людьми и выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Именно из-за них чаще всего возникают детские конфликты. Увеличивается состав участников ролевых игр, значительно возрастает продолжительность существования игровых объединений. Ещё до начала игры дети предварительно её планируют, распределяют роли, отбирают необходимые предметы, а в ходе игры постоянно контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен вести себя тот или иной персонаж (чего не наблюдалось ранее).

Если присмотреться и прислушаться к играющим детям, то можно заметить несколько типов взаимоотношений:

стабильные межличностные (возникающие до начала игры), сюжетно-ролевые (обусловленные сюжетом и содержанием игры), организационно-деловые отношения по поводу игры.


Диалог эмпатии и рефлексии


Если вы присмотритесь к вашим питомцам, то заметите, что они по-разному ведут себя с окружающими, чувствуют возможную реакцию на свое поведение или конкретный поступок - они способны к рефлексии. В процессе совместной деятельности ребенок обучается ставить себя на место того или иного человека, в нем развивается способность сопереживать - эмпатия. Вообще взаимоотношение старшего дошкольника с людьми - наиболее мощный и важный источник его переживаний.

Многие «фантазёры» уже имеют довольно устойчивые симпатии среди ровесников. Дети пробуют осмыслить дружеские отношения. И они ощущают дискомфорт, неуверенность в себе, если оказываются в положении «робинзонов», «непринятых» в группе сверстников.

На основе чувства доверия к людям, стремления соответствовать их требованиям, быть ими признанными возникает такое моральное чувство, как совесть. Получают дальнейшее развитие такие чувства, как гордость, стыдливость. «Фантазёры» могут гордиться не только конкретными поступками, одобренными взрослым, но и своими положительными качествами, умениями, которые они сами осознают. Чувства все чаще становятся мотивом поведения детей.

Будем же в своем взаимодействии с детьми побуждать ценные для развития личности мотивы, опираться на них. И не забудем: мы в группе «фантазеров». Воображение, лежащее в основе творчества, особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте - в играх, рисунках, детских постройках, в созданных детьми мелодиях, танцах, стихотворениях...

Важный результат интеллектуального развития «фантазёров» - достижение высокого уровня образного мышления, опираясь на которое они могут вычленять существенные свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения, создавать новое и оригинальное (в игре, рисунке, речевом и музыкальном творчестве, конструировании и т.п.). Ряд проблем решается уже с помощью словесно-логического понятийного мышления.

Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы, ваши воспитанники все чаще включаются в экспериментирование.

Для «фантазёров» характерны не только новые мотивы поведения. Старший дошкольник уже способен соподчинять их. Он может отказаться от привлекательного в данный момент предмета или действия ради выполнения более важного, хотя, возможно, и более скучного дела. Ребёнок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилия для преодоления трудностей. Заметим: более высоких результатов в волевом действии ребенок достигает при игровой мотивации и при положительной оценке его поведения со стороны ровесников

и взрослых.


Из программы «ПРАЛЕСКА»,

разработанной временным творческим коллективом

при Белорусском государственном педагогическом университете


Библиотека V1
URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/61