Библиотека V1

Цирульников А.М., Бугаев Н.И., Перель И.М., Юрышева Е.А. Социокультурные проекты развития территориально-региональных образовательных систем

Раздел: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры
Автор: Dima
Дата: 2012/8/20
Ключевые слова: Школа для подростка, Сельская школа


Цирульников А.М., Бугаев Н.И., Перель И.М., Юрышева Е.А.


 

Социокультурные проекты развития

территориально-региональных образовательных систем
*





I. Проект развития межмуниципальной системы образования «Трасса» (Вилюйский округ, Якутия).


Анализ социокультурной ситуации школы села Эмиссы (Вилюйский район, Якутия)

Анализ социокультурной ситуации школы села Илбенгя.

Анализ социокультурной ситуации в Баппагаинском кусте Вилюйского улуса


II. Проект «Сетевая организация муниципальной системы образования как условие образовательной поддержки социально-экономического развития территории (Оленекский эвенкийский национальный район, Якутия)».

 

III. Проект «Развитие духовной культуры и социально-производственной инфраструктуры сельского населенного пункта средствами образования».



IV. Предпроектное исследование «Анализ социокультурной ситуации и выбор стратегии развития сельской школы» (на материале Алеко-Кюëльской средней школы республики Саха (Якутия).

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 


Проектирование представляет собой одну из технологий социокультурной модернизации образования[1]. Проектирование в в широком смысле - это идеальное представление и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть в сфере образования, один из способов инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социально-образовательных объектов. На практике существуют разные виды образовательного проектирования: проектирование обучения, образовательных процессов, образовательных систем, инновационных образовательных систем, каждый из которых имеет общее и специфическое содержание, предполагает использование определенных форм и методов проектирования.



В то же время, следует подчеркнуть принципиальное качественное различие между ставшим привычным педагогическим проектированием и проектированием социокультурного типа в образовании. В первом случае проектирование направлено на решение традиционно понимаемых, собственно, педагогических задач: конструирование отдельных учебных предметов и обеспечивающих их форм и методов обучения, распространение педагогических инноваций, создание нового вида школы и т.д. Педагогическое проектирование может выходить и на связи разных видов образовательных учреждений, определенные отношения школы и социума, но, в принципе, это не является его предметом, который ограничивается совершенствованием, как говорили раньше, учебно-воспитательного, педагогического процесса.



Такого рода проектирование необходимо. Но недостаточно в современных сложнейших условиях жизни страны, которая, как в целом, так и в отдельных территориях и регионах, стоит перед острыми вызовами и проблемами.  Они имеют разный характер: политический, экономический,  демографический, экологический, культурно-национальный… Некоторые из них не могут быть решены средствами образования, но есть немало таких, в решении которых образование оказывается ключом. Можно сказать, что социокультурная модернизация – это решение средствами образования жизненных проблем сообществ.



В этом случае, проектирование приобретает иной характер, содержание и формы. Как социокультурная технология образовательное проектирование включает в себя использование социокультурного анализа и выявление типов социокультурных ситуаций школ, населенных пунктов и районов, разработку и выбор дифференцированных стратегий и моделей развития образовательных систем, организацию культурно-образовательной и инновационной деятельности, мониторинг процесса и результатов осуществления проектов, обеспечивающих решение проблем местных сообществ. Меняется и сам характер образовательных проектов, что видно из их названий: «Трасса», «Дуальное образование в условиях добывающей промышленности», «Железнодорожная школа»(анализ социальных последствий прихода в регион железной дороги и основанное на нем прогнозирование и проектирование развития образования) и др.



В нижеприводимых материалах представлен ряд проектов развития образования, разработанных совместно со школами и местными сообществами республики Саха(Якутия) на основе социокультурного подхода. Мы постараемся показать возможность реализации проектов в динамике, логику их  возникновения и развития. Для полноты картины представлены три типа образовательных проектов: межмуниципальный, муниципальный и поселковый.







[1] Цирульников А.М.Модернизация школы. Социокультурная альтернатива. М., «Сентябрь», 2012.









* В основу статьи положены исследования, выполненные при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социокультурный подход в проектировании и развитии территориально-региональных образовательных систем», проект 10-06-01199а.


 



Библиотека V1
URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/267