Библиотека V1

Лобок А. Избыточность - как минимальное условие вероятности

Раздел: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры
Подзаголовок: #0 Организация культурно-информационной среды (КИС)в школе Вероятностного образования
Автор: shperk
Дата: 2007/3/24
Ключевые слова: школа для подростка, вероятностное образование

С точки зрения вероятностного
образования та совокупность предметов, книг и других информационных источников,
в диалоге с которыми может строиться образовательный процесс, призвана
выполнять роль авторской микромодели культуры.



Эта среда принципиально избыточна по
отношению к тем или иным сознательно формулируемым обучающим задачам, она
существенно превышает те или иные учебные потребности и возможности учеников и
учителей.


Первая задача культурно-информационной
среды - выступать моделью избыточности самой человеческой культуры, но в данном
случае – это специально подобранная, организованная избыточность.


Как избыточность, так и специальная
организация культурно-информационной среды необходимы для того, чтобы позволить
осуществлять образования как процесс свободного путешествия ученика и учителя
по пространствам этой среды, непрерывно развивающейся за счет деятельности
детей и педагогов.


По сути своей
это библиотека, но библиотека в широком смысле слова.



БИБЛИОТЕКА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ



1.
Это библиотека, включающая в себя множество смыслонесущих
предметов - множество избыточных предметных факторов, которые обычно в школе
сводятся до минимума. «Смыслонесущий» характер
предметов КИС означает то, что у предметов формируется «шлейф» эмоциональной
истории, каждый предмет обрастает своими легендами, своей мифологией.


Задача библиотечной каталогизации этой
предметной среды предполагает постепенное описание и каталогизацию
личных смыслов
, связанных с теми или иными предметами. Процесс такого рода эмоционального аннотирования предметной средыважная
образовательная деятельность в пространстве Вероятностное образование
(деятельность, осуществляемая совместно педагогами и учениками).



Предметная среда Вероятностное
образование нарастает стихийно – пространство, в котором происходит
образовательный процесс, постепенно обрастает множеством избыточных предметных
подробностей. У этой среды нет определенного автора – есть множество «авторов»,
привносящих и оставляющих в этой среде те или иные предметы.


Процесс личностного аннотирования и
каталогизации этой предметной среды – важный образовательный проект.



2.
Это библиотека, включающая в себя множество личных и коллективных архивов,
накапливающихся в течение многолетней образовательной деятельности того или
иного класса (детско-учительского коллектива) – архивов на бумажных (учебные
листы – метки прошедших уроков; детские авторские тетради), фото, аудио, видео
и электронных носителях.


Прежде всего – это архив меток, с
помощью которых зафиксированы те или иные вероятностные траектории
образовательного процесса в данном классе и создаваемый на основе этого архива каталог деятельностей. У каждого класса – своя образовательная
траектория и своя индивидуальная образовательная история. И, соответственно,
свой деятельностный архив.


Возможен диалог архивов (специально
выстроенный методологически и образовательно)



3.
Это культурно-информационная библиотека на бумажных, электронных, видео и аудио
носителях – постоянно расширяющаяся модель «большой» культуры. Что из этого
следует?



* Библиотека Вероятностного образования
всегда имеет авторство. В ней, конечно, присутствует элемент стихийности и
коллективного авторства, и, все же, фигура Библиотекаря в ней принципиальна.
Библиотекаря, формирующего библиотеку с опорой на собственное суждение вкуса.


* Библиотека формируется не как нечто
единое на всю школу, а как сумма авторских библиотечных модулей – на один или
несколько классов.


* Каждый модуль находится в открытом
доступе.


* Библиотечное пространство каждого
модуля (модель каталога), набор книг,
способы их размещения в пространстве модуля – все это глубоко индивидуализовано. Каждый модуль развивается по своей
траектории и имеет свой, персонализованный каталог.


* Кроме того происходит
каталогизация всей библиотеки как
совокупности модулей.


* Деятельность каталогизации,
упорядочения и расстановки КИС в каждом модуле – важнейшая образовательная
деятельность


* Важнейшая образовательная программа –
программа исследовательских путешествий в «чужих» модулях.


* Принципиально важно, что модули носят
не тематический характер.


* Педагог-организатор КИС Вероятностное
образование (Библиотекарь ВО) формирует (в диалоге с учащимися!) свою авторскую
библиотеку как структурное подразделение общешкольной, постоянно обсуждая с
учащимися основания и философию отбора и расстановки книг, вовлекая учащихся в
деятельность рефлексии по этому поводу.



* По мере образования новых
библиотечно-образовательных модулей и открытия новых КИС-студий (КИСок) возникает необходимость и возможность построения
диалога между модулями, возможность «кроссмодульных»
и «трансмодульных» путешествий.



МОДЕЛЬ КАТАЛОГА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ



Каталог КИС строится как непрерывно
расширяющийся диалог личных взглядов
на элементы этой среды. Создание каталога является одновременно содержанием и
результатом (непрерывно изменяющимся) совместного (детей и взрослых)
исследовательского движения по КИС (и ее каталогизации). Любой элемент КИС
может явиться предметом авторского аннотирования как со стороны как взрослых,
так и детей. При этом возможно создание разных систем индивидуальных маркеров
(оснований для каталогизации). На какой-то ступени начинается диалог аннотаций, спор аннотаций, а так же диалог авторских маркировочных
систем.


Аннотирующее (диалогическое) движение
по КИС – это и есть образовательная модель, модельная основа Вероятностного
образования.



 


Элементы базовой маркировки:


 


1. Книга
(автор, название), CD-ROM, аудио или видеопленка


2. Месторасположение
(модуль, стеллаж, полка)


3. Группа
индивидуальных маркеров (постоянно расширяющаяся). Каждый ребенок или взрослый
имеет право предложить свой маркер как основу упорядочения и каталогизации
библиотеки. Например, расположить книги по размеру (при этом очень скоро
возникает содержательный вопрос: а как определить размер книги? Исходя из
количества страниц? Из толщины? Внешней
величины фолианта? Веса? Количества печатных знаков? – понятно, что все это
разные основания и разные схемы упорядочения. Понятно так же, что это вполне
исследовательский проект.


4. Группа
опирающихся на предложенные
индивидуальные маркеры индивидуализированных каталогов (индивидуальные
«библиотеки в библиотеке»)


5. Постепенно
расширяющаяся группа участников того или иного «маркерного проекта»


6. Индивидуальные
аннотации – на любой элемент КИС. Диалог аннотаций.


7. Коллективные
рейтинги элементов КИС



8. Экспертиза
аннотаций и рейтингов



Правом задавать свою систему
каталогизирующих маркеров (в любом количестве), писать аннотации на любой
элемент КИС (и в любом количестве) и принимать участие в составлении
коллективного рейтинга обладает любой участник образовательного процесса.


Право экспертизы делегируется лишь
представителям «взрослого» мира.


 


Электронный
путеводитель



Интерактивный
путеводитель, позволяющий вступать в виртуальный диалог с библиотечным
пространством и строить множество авторских моделей каталогизации библиотечной
среды (множество виртуальных личных библиотек), а так же создавать множество
аннотаций на каждую книгу или другой информационный носитель.


Каждый создатель
личной виртуальной библиотеки создает свою систему маркеров, свою систему
упорядочения и каталогизации (свою систему расстановки книг или других
информационных носителей по виртуальным полкам).


На каждую книгу может оказаться
написано множество аннотаций; каждая книга может оказаться «членом» множества
личных виртуальных библиотек.



Важно, чтобы любая книга, описываемая и
каталогизируемая в виртуальном библиотечном пространстве, существовала в
реальности – в открытом библиотечном доступе.


Кроме того создается видео-, аудио и электронный архив
модельных практикумов и семинаров

как культурно-избыточная среда педобразования (библиотека
практикума). Создаются архив модельных «образовательных событий» для педагогов
с электронным путеводителем и интерактивная библиотека самообразования.



ВТОРАЯ ИПОСТАСЬ ПЕДАГОГА



Быть педагогом Вероятностного
образования – это значит обладать высокой гибкостью и динамичностью в открытом
диалогическом взаимодействии как в детском, так и в профессиональном
педагогическом сообществе. Педагогу вероятностного образования необходимо уметь
организовывать свою деятельность как в урочном, так и во внеурочном
пространстве.


В первом случае он ориентирован на
формирование новой образовательной
предметности в формальных границах урока. Во втором случае он выступает
как организатор избыточной культурно-информационной среды (и соответствующей
этой среде взросло-детской деятельности)
в заведомо внеурочном пространстве. Причем он пытается представить эту
деятельность как целостную общеобразовательную – ведь работа с неким достаточно
обширным и специально формируемым культурно-информационным пространством – это
и есть по сути «общее образование».


Таким образом, педагог вероятностного
образования может существовать в нескольких ипостасях:



- внутри
предметно-урочного содержания, «взрывая» его течение теми или иными
вероятностными ходами (и простраивая возможность вероятностного
диалога со стандартным учебным содержанием)


- за
пределами предметно-урочного содержания, моделируя и описывая те или иные
открытые образовательные среды, создаваемые во взаимодействии и в диалоге с
ребенком.


При этом педагог-организатор культурно-информационной
среды – это не «вспомогательный персонал», а
педагог непосредственно, поскольку организация и упорядочение (непрерывное)
культурно-информационной среды есть мощный образовательный процесс. Педагога,
берущемуся за такую роль, нужно быть готовым по крайней мере к следующему:



- к
проектной работе по упорядочиванию хаотически расползающейся деятельности
(проблема каталогизации и упорядочения образовательной деятельности вероятностного типа); к
систематизирующей работе с дневниками образовательной деятельности, с меточными
листами и т.д.


- к
необходимости видеть в систематизации и каталогизации разрастающейся
культурно-информационной среды (сначала – чужой, затем – своей) образовательный
проект. Этот проект осуществляется как совместная детско-взрослая деятельность
и выступает как форма образования для детей и форма педобразования
(и просто образования) для взрослых;


- к
парадоксализующей работе с учебниками: к технологии
превращения стандартизованных учебников в вероятностные модели;


- к
формированию психологического доверия к своей интуиции;


- к
ценности «ошибочного» (работа на доверие к своей ошибке);



- к
особой логике этапов образовательного процесса: провокация – работа с откликами
– движение по вероятностной траектории –
простраивание целостности post festum (рефлексия и теоретический анализ);


- а
также обладать достаточной психологической защитой.



Литература



1.      Балабан М.А.
Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков


2.      Библер В.С. От наукоучения
– к логике культуры. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. – 416 с.


3.      Возрастная и
педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. -
М., Просвещение, 1979. - 288 с.



4.      Возрастные
возможности усвоения знаний. Под ред. Эльконина Д.Б.
и Давыдова В.В. – М., Просвещение, 1966. – 444 с.


5.      Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,
1991. 480 с.


6.      Давыдов В.В. Виды
обобщения в обучении. М., 2000.


7.      Давыдов В.В.
Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального
психологического исследования. М., 1986


8.      Дольто Ф. На стороне ребенка. – С-Пб.: Петербург-ХХI век, 1997. – 528 с.



9.      Исследования по
проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова, М.И.
Лисиной. – М., 1978. – 163 с.


10.    Исследования по
проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. – М.,
1980. – 168 с.


11.    Коменский Я.А.
Великая дидактика // Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2х тт.
Т.1. – М., Педагогика, 1982, с.242-476.


12.    Крайг Г. Психология развития. С-Пб., 2000.


13.    Курганов С.Ю.
Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1988.



14.    Лобок А.М.
Подсознательный Маркс. Екатеринбург, 1993.


15.
Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1996.


Библиотека V1
URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/19