Библиотека V1

Вальдорфская садовая сеть: от кроны к корням и обратно

Раздел: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры
Автор: Dima Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2003 г., № 2
Дата: 2007/5/23
Сборник статей разных авторов о Вальдорфском движении
Ключевые слова: Вальдорфская педагогика; Старший дошкольный возраст; Начальная школа

Аннотация: Сборник статей разных авторов о Вальдорфском движении

 


Светлана ЭКС, Киев


Международное движение


Страна, в которой есть несколько вальдорфских детских садов, автоматически
становится членом Международного объединения вальдорфских детских садов. Одной
из основных его задач является развитие и поддержка семинаров для воспитателей.
Объединение помогает не только организовать семинары в разных странах мира, но и
создавать для них всю необходимую базу и инфраструктуру. На протяжении последних
десяти лет эта сфера деятельности значительно расширилась за счет активности
стран Восточной Европы, где возникает все больше семинаров для вальдорфских
педагогов. Теперь они появляются и в Африке, и в Азии. В целом в 23 странах мира
сегодня насчитывается 51 семинар для воспитателей. Возможно, не стоит говорить
про то важное значение, которое имеют эти учебные заведения не только для
вальдорфского движения, но и для самой страны и ее культурной среды. Они
собирают вокруг себя не только педагогов, но и других представителей
интеллигенции, ученых.

Поддержка обучения взрослых - лишь одна из задач Международного объединения.
Другая цель - налаживание регулярного сотрудничества воспитателей и участников
семинаров и конференций. Такая сосредоточенность содействует созданию новых
творческих инициатив.

Еще одна задача Объединения - проведение ежегодных конференций в разных странах.
Все это дает возможность не только познакомиться с представителями других
культур, но и лучше понять самих себя.




 


Татьяна Яковлева, Санкт-Петербург


Конференция садовниц


По мере того, как в России возникали детские сады, воплощающие в жизнь
вадьдорфскую педагогику, росло и желание воспитателей вместе обсуждать
возникающие трудности, делиться радостями и победами. И вот в 1994 году в Москве
встретились первые 10 детских садов, получившие название "вальдорфские". Здесь
были воспитатели Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Рязани. Эта встреча
положила начало ежегодным российским конференциям садовниц.

По традиции они проходят в начале ноября в разных городах России. "Содружество
воспитателей вальдорфских детских садов" оформилось в 1998 году и взяло на себя
задачу объединить воспитателей.

На ноябрьских конференциях Содружества помимо лекций, круглых столов и
мастер-классов, вечера посвящены рассказам о детских садах. Удивительно, что
часто в процессе становления детские сады сталкиваются со схожими проблемами и
трудностями, а значит, во многом могут друг другу помочь. Пять дней плодотворной
работы позволяют и обсудить множество вопросов, и поработать над своим голосом,
движением и т.д., а самое главное, получить новые импульсы. Этот ежегодный курс
повышения квалификации стал важной частью педагогического пути каждого
воспитателя. Всем известно, что "вариться в собственном соку" не всегда полезно,
а такие встречи позволяют быть в курсе событий в педагогическом мире, дарят
множество радости и сил.

Разновозрастная вальдорфская группа учит детей сотрудничеству, умению
договориться друг с другом, иногда уступить, иногда отстоять себя, и их
воспитательница - это живой пример современного активного человека, воплощающего
идеи сотрудничества в своей жизни на каждом шагу.




 


Ирина Петрова, Санкт-Петербург


Городская коллегия


В Санкт-Петербурге четыре года существует городская коллегия вальдорфских
садов, где ставятся исследовательские задачи на год, рассматриваются проблемы,
связанные с организацией работы родительского семинара, разбираются методические
вопросы. Любой из работающих вальдорфских педагогов может участвовать в ее
работе. В сентябре инициативной группой составляется план работы на год, в
котором определен ритм работы и обозначены темы заседаний, этот план объявляется
на ежегодной Конференции всем членам Содружества.

Есть круг людей, которые регулярно участвуют в работе коллегии, они приходят
практически на каждое заседание и заинтересованы во всем, что касается развития
вальдорфского движения на уровне города. Есть те, кто приходит на заседание
коллегии для участия в обсуждении заинтересовавшей его темы или своей проблемы,
получить помощь в решении каких-то конкретных вопросов.

В коллегиальности заключен огромный ресурс для развития и становления
вальдорфской инициативы, поскольку таким образом воспитывается ответственность
каждого за общее дело. Но работа эта не простая, это всегда очень нелегко -
прийти к какому-то общему мнению. Одно дело, когда за столом собирается 3
человека и совсем другое - когда их собирается 10-15, а то и больше - и нужно
прийти к полному согласию. Но хочу сказать, что для педагогов эта работа
воспринимается не как обуза, а как дополнительная возможность научиться слушать
и понимать точку зрения другого, аргументированно высказываться, это возможность
повысить свой профессиональный уровень.




 


Светлана Варнавская, Санкт-Петербург


Коллегия одного сада


Что же это за форма работы - коллегия - и что она дает? Это когда:





 


Наталья Токранова, Казань


Совместная коллегия школы и детского сада


В вальдорфскую школы N 164, поступает большинство наших выпускников.
Обсуждение их развития наших бывших выпускников происходит на совместных
коллегиях педагогов школы и воспитателей детского сада, которые проходят раз в
четверть. Кроме того, на этих коллегиях мы углубляем наши знания о вальдорфской
педагогике, планируем работу школы и сада и занимаемся многими другими
вопросами. На первой в учебном году совместной коллегии рассматриваем и
утверждаем кандидатуру учителя будущего первого класса - с этого начинается
большая работа по подготовке выпускников детского сада к школе.

Далее воспитатели организуют встречу учителя и родителей будущих
первоклассников. А с февраля-марта начинаются еженедельные подготовительные
занятия для наших выпускников и их родителей. Дети на занятиях получают
представление о тех предметах, которые им предстоит изучать в школе. Хотя эти
уроки носят занимательный характер, ребятам уже предъявляются определенные
требования - они должны, например, внимательно слушать или некоторое время
выполнять какое-либо задание. Таким образом, к первому сентября учитель уже
хорошо знает часть своих учеников, знаком с их родителями.

В апреле-мае наши будущие выпускники по договоренности с коллегией школы
приходят в первый класс на пробный урок, который учитель выстраивает в
соответствии с возможностями дошкольников. Конечно, этот урок производит на
детей огромное впечатление. Цель данного мероприятия - положительная мотивация
дошкольников к учебе.

В мае в вальдорфской школе начинает работать комиссия по набору детей в первый
класс. Воспитатели детского сада принимают участие в ее работе и дают подробную
информацию о своих выпускниках.

В конце учебного года на совместной коллегии детского сада и школы учителя
первого класса рассказывают о выпускниках детского сада. Обычно отмечают, что
наши воспитанники быстро адаптируются в школе, имеют огромное желание учиться,
обладают способностями к искусствам, отличаются умением концентрироваться.

Кроме того, информацию о наших бывших питомцах мы получаем на ежегодной
традиционной встрече воспитателей детского сада и родителей, бывших выпускников,
которая обычно проходит в апреле. В свободной и теплой атмосфере за круглым
столом родители рассказывают о своих детях, об их успехах и трудностях, о том,
как они растут и меняются.


Библиотека V1
URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/173