Библиотека V1

Валстром К., Зваал П.. Спасательные круги службы «Гайденс»

Раздел: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры
Автор: Dima Материал подготовлен Тамарой АНОХИНОЙ и Натальей КАСИЦИНОЙ по выступлениям на конференции по проекту TRIO. Москва, 1995.
Дата: 2007/5/18
Служба «гайденс» исторически возникла как ответ на необходимость помогать подросткам решать их проблемы, неразрешимые в рамках традиционного школьного обучения. Служба постепенно переросла в сеть, увязывающую взрослых-профессионалов, готовых вместе оказать помощь подростку. Модераторами сети, способными общий ресурс направить на поддержку ребёнка, выступают тьюторы, консультанты, классные наставники (эта должность по разному называется в разных странах).
Ключевые слова: Школа для подростка; Педагогика поддержки; Сельская школа

Аннотация: Служба «гайденс» исторически возникла как ответ на необходимость помогать подросткам решать их проблемы, неразрешимые в рамках традиционного школьного обучения. Служба постепенно переросла в сеть, увязывающую взрослых-профессионалов, готовых вместе оказать помощь подростку. Модераторами сети, способными общий ресурс направить на поддержку ребёнка, выступают тьюторы, консультанты, классные наставники (эта должность по разному называется в разных странах).

 


Вхождение России в международную культурно-образовательную ситуацию
требует хотя бы короткого взгляда на организацию педагогической поддержки детей
в западных странах.

В мировой системе образования широко известен термин «school-counselling and
guidance» - школьное консультирование и руководство.

Служба «гайденс» исторически возникла как ответ на необходимость помогать
подросткам решать их проблемы, неразрешимые в рамках традиционного школьного
обучения. Служба постепенно переросла в сеть, увязывающую
взрослых-профессионалов, готовых вместе оказать помощь подростку. Модераторами
сети, способными общий ресурс направить на поддержку ребёнка, выступают тьюторы,
консультанты, классные наставники (эта должность по разному называется в разных
странах).


В мировой системе образования широко известен термин «school-counselling and
guidance» - школьное консультирование и руководство. Служба «guidance» появилась
в Америке в начале ХХ века. Изначально система затрагивала, в основном, учащихся
старших классов и связана была с профессиональной ориентацией. Примерно в
60-70-х годах ХХ века «гайденс» как система педагогической поддержки стала бурно
развиваться во многих странах и приобретать нормативный регулируемый характер.

В Америке в содержание понятия «guidance» включается и «classroom
environment», что означает создание окружающей обстановки класса, атмосферы,
среды или экологии класса.

В Англии суть педагогической помощи и поддержки наиболее точно выражается
в понятиях «pastoral care» - пасторская забота; «tutoring» - опекунство.

В Голландии смысл обсуждаемого понятия передаётся через английское: «school
counselling and guidance and career counselling», что переводится как система
психолого-педагогической помощи и поддержки ребёнка в образовательном процессе и
в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и
поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант - «pedagogical support»
(педагогическая поддержка).

Разница в употреблении терминов связана в первую очередь с культурными
традициями каждой страны. К примеру, «guidance» - руководство и «support» -
поддержка в Голландии могут восприниматься равнозначно. В то время как в России
слово «руководство» не воспринимается как помощь, поддержка, но как
доминирование взрослого над ребёнком, ведение последнего, подталкивание вперёд.
Любопытно, что «counselling» и «guidance» за рубежом употребляются традиционно
вместе, в одном словосочетании, что возможно трактовать как «руководство через
консультирование», то есть мягкое руководство, идущее от запроса ребёнка, а не
навязанное ему.

В зарубежной школе встречаются различные модели деятельности взрослых в системе
поддержки: «tutor» - тьютор, куратор (индивидуальный, групповой, классный),
классный воспитатель, классный руководитель, психолог, координатор, «adviser» -
советник, «counsellor» - советник, консультант, «career-counsellor» -
консультант по выбору профессионального пути, «remedial teacher» - учитель
компенсирующего обучения (иногда переводится как «лечебный» педагог)... В
американской системе образования существуют наряду с упомянутыми формами
поддержки такие как: школьный советник - «school-counsellor», школьный психолог
- «school-psychologist», школьный социальный работник - «school social worker» и
др.


НИДЕРЛАНДЫ, РОТТЕРДАМ


Конечно, существуют трудности в понимании культурных и терминологических
моментов, присущих разным странам. Но вспоминается случай, произошедший в ходе
конференции. Россиянам задавали много вопросов, в том числе сакраментальный:
«Что же такое русская душа?» Одна из российских участниц начала объяснять. После
её рассказа выяснилось, что она спонтанно изложила основные постулаты теории
образования Карла Роджерса: идеи доверия, эмпатии, открытости, безоценочного
принятия другого.

Терминология может выглядеть по-разному, но по смыслу понятий, наверное, наши
основания близки.

Примерно в начале 70-х годов система педагогической поддержки стала осознаваться
как важная для Голландии. Динамику можно обозначить так. Если раньше наблюдались
лишь случайные, разовые действия отдельных педагогов на добровольных началах и
вне класса, то к настоящему времени деятельность по педагогической поддержке
стала приобретать нормативный регулируемый характер.

Структура помощи и поддержки включена в общешкольную. Привлекается большое
количество специалистов как внутри школы, так и вне её для работы с детьми.
Действия специалистов координируются. Педагогическая поддержка интегрирована в
повседневный образовательный процесс. Что касается школьного климата, атмосферы,
то если бы у присутствующих была возможность посетить 50 разных школ в
Голландии, то вы получили бы 50 разных картинок.

Конечно, картина не такая уж радужная; на самом деле, в деталях, всё обстоит не
так благополучно.

Это связано со сложностью перемен во взглядах на образование в целом. Новый
подход, собственно, заключается в том, что образование - не просто передача
некоего багажа знаний, а деятельность, которая держит центром своего внимания
личность ребёнка, его развитие.


В системе «school counselling and guidance» у нас существуют три основных
поля деятельности
:



В голландских школах можно выделить три основных модели системы
педагогической помощи и поддержки: экспертная модель; модель классного
руководителя (тьютора); командно-секционная модель.

Все модели в основе своей приблизительно одинаковы. Центром всей структуры
является учитель-предметник и его ученики. В ближайшем круге находятся те, кого
мы называем тьюторами, классными руководителями. Это учитель, который закреплён
за одним классом. Он ведёт специально предусмотренные расписанием курсы, часы
личностного и социального развития, профессионального консультирования. Кроме
этого, к тьютору могут обращаться учителя-предметники, родители, чтобы обсудить
как проблемы учащихся, так и свои собственные, которые непосредственно связаны с
детьми.

Ещё тьюторы обычно занимаются внеурочной досуговой деятельностью. В некоторых
школах в их обязанности входит осуществление мониторинга. Помимо нагрузки в
рамках системы педагогической поддержки, такой классный руководитель ведёт
учебный предмет.

В следующем круге - специалисты, которые работают внутри школы. Они входят в
школьный коллектив. В большинстве своём это тоже учителя-предметники, но
получившие специальную подготовку. Это может быть специализация в компенсирующем
обучении, в социализации учащихся, в половом воспитании и т.д.

В некоторых случаях оказываются нужны внешние консультанты. Они могут быть из
нашего педагогического института или быть специалистами по поведенческим и
другим проблемам учеников. Эти консультанты составляют внешний круг
специалистов. Важно воспринимать эти круги как взаимосвязанные компоненты,
обеспечивающие работу всего механизма. И снова повторю, что центром всего
является учитель-предметник.

Для экспертной модели характерна деятельность по решению проблем ребёнка с
помощью экспертов-специалистов, организуемая вне класса: с директором,
психологом или другим специалистом. Модель классного руководителя (тьютора)
предполагает ответственность за благополучие и развитие всех детей в классе. Для
секционно-групповой модели характерно разделение учителей школы на подгруппы,
когда каждая отвечает за благополучие ограниченного числа учеников, закреплённых
за ней.

Если рассматривать развитие системы педагогической помощи и поддержки, то можно
увидеть, что оно шло от первой модели к двум остальным.

Министерство образования Нидерландов выделяет специальные средства и
оргструктуры на повышение качества педагогической поддержки и помощи детям,
особенно на обязательных общеобразовательных ступенях обучения.


США, МИННЕСОТА


Если начать с предыстории, то корни «school counselling and guidance» уходят
в начало двадцатого века. Развитие «гайденс» происходило в условиях сильных
потрясений и разнообразных событий. Среди них можно назвать эксплуатацию
детского труда, дурное моральное развитие учащихся, подработки, которыми
вынуждены были заниматься ученики и т.д. Люди, которые занимались процессом
социальных реформ, были уверены, что система «гайденс» поможет детям найти своё
место в жизни.

На начальном этапе своего развития система затрагивала, в основном, учащихся
старших классов и связана была с профессиональной ориентацией.

В дальнейшем, в течение XX века произошёл ряд событий, значительно повлиявших на
развитие системы «гайденс», например, запуск Россией космического спутника.
Русские оказали на нас, американцев, большое влияние. Мы испугались, что отстаём
от русских в вопросах технологии и в том, что может случиться в недалёком
будущем. Испугавшись, что наши учащиеся не достигают пика своего развития за
годы обучения в школе, в 1958 году правительство издало закон, по которому среди
других мер поощрялось развитие системы педагогической помощи и поддержки, то
есть деятельности, которая была дополнительной и специально организованной. И с
начала 60-х эта система стала развиваться высокими темпами.

Почти в каждой высшей школе, во многих средних, да и в начальных, стали на
полный рабочий день с полной нагрузкой приглашать специалистов по системе
педагогической поддержки.

Сегодня педагоги, оказывающие консультирование в системе «гайденс», как правило,
не ведут уроки. В основном, они занимаются консультированием в чистом виде.
Каждый имеет дело с несколькими сотнями учащихся (от 70 до 300).

Ключевая фигура службы - каунселер (специалист-консультант). Профессиональная
подготовка этих специалистов ведётся в вузах 1-2 года на базе высшего
педагогического образования.

Каунселер совмещает в себе: координатора воспитательной работы школы,
участвующего в планировании и совершенствовании учебно-воспитательного процесса;
консультанта учащихся, родителей, педагогов (первым он помогает в выявлении
способностей и возможностей, вторым - в понимании детей); исследователя,
изучающего личность ребенка; методиста, помогающего работникам школы овладеть
принципами и методикой «гайденс».


В содержании деятельности службы «гайденс» выделяются три направления:
экономическое (профориентации), учебное (подбор учебных программ), социальное
(изучение личности ученика и руководство её развитием).

Приведём пример. Вот из чего складывается деятельность Бонни Далхаусер,
каунселера школы в Игэне, штат Миннесота (участница проекта «ТРИО»). Как «school
guidance counselor» она каждую неделю преподает тридцатиминутный урок по
жизненной ориентации, охватывая учащихся всех 26 классов. Также работает с
группами учащихся (каждая группа состоит из 6-8 детей), с которыми встречается
один раз в неделю в течение двух месяцев. В этих группах рассматриваются вопросы
такого рода: как справляться с разводом родителей, со смертью близких людей, как
разрешать конфликты, как дружить с одноклассниками и вообще - оставаться в
хороших отношениях с другими.

Кроме того, каунселер советуется с родителями и учителями, если необходимо
оказать помощь какому-нибудь ребёнку, имеющему проблему. Иногда школьный
советник разговаривает на переменах и после уроков с отдельными учениками. Он
даёт родителям информацию об агентствах и бюро обслуживания, которые готовы
помогать семьям в решении проблем. Каунселер руководит программой «Гарантия
успеха», которая помогает детям, нуждающимся в дополнительной помощи, осваивать
навыки чтения и математики.


Каунселеры часто прибегают к помощи самих учеников для оказания поддержки
сверстникам.
Это, как правило, учащиеся, у которых за плечами преодолённые
трудности и проблемы. Они собираются, чтобы поделиться своими мыслями и
чувствами по поводу событий, которые им пришлось переживать. Часто эти ребята
оказывают серьёзную поддержку сверстникам в повседневной школьной жизни.


Итак, комплексная модель системы педагогической помощи и поддержки
предусматривает обращение к трём сферам деятельности.

К личностной (социальной) сфере относится самооценка, взаимоотношения с
родителями, сверстниками, учителями.

К академической (учебной) сфере - овладение учебными навыками и академические
достижения учащихся.

К сфере карьеры (экономической) - выбор дальнейшего жизненного пути, дальнейшее
образование.

Весь школьный коллектив работает как команда. В центре находится каунселер и
учащийся. Каунселер взаимодействует с учителями-предметниками, родителями,
школьными специалистами (психолог, школьный медработник, специалисты, которые
занимаются отдельно взятыми областями). К внешкольным специалистам можно отнести
тех, кто занимается психическим здоровьем учащихся, вопросами социализации и
работников местного полицейского отделения. Информационное поле открыто для
обмена информацией в любом направлении.

Под руководством каунселеров весь школьный коллектив работает как слаженная
команда, идёт ли речь о таких проблемах ребёнка, как злоупотребление наркотиками
(алкоголем), неуспеваемость или плохие взаимоотношения со сверстниками.


Библиотека V1
URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/114