Библиотека V1

Шиленок Т. О самых старших

Раздел: Детская субкультура и образование
Автор: Dima Газета "Детский сад со всех сторон", № 29-30, август 2004г.
Дата: 2007/5/7
Сегодня старшие дошкольники хорошо ориентируются в тех вещах, в которых взрослый сориентироваться не успевает. Возможно, взрослые чувствуют некоторый страх перед уровнем современной техники, а дети его еще не приобрели.
Ключевые слова: старший дошкольный

Аннотация: Сегодня старшие дошкольники хорошо ориентируются в тех вещах, в которых взрослый сориентироваться не успевает. Возможно, взрослые чувствуют некоторый страх перед уровнем современной техники, а дети его еще не приобрели.

Калейдоскоп впечатлений


Сегодня старшие дошкольники хорошо ориентируются в тех вещах, в которых взрослый сориентироваться не успевает. Возможно, взрослые чувствуют некоторый страх перед уровнем современной техники, а дети его еще не приобрели. Дети проявляют находчивость в электронных и компьютерных играх, хорошо ориентируются в марках современных машин, лихо управляются с бытовыми приборами: блендерами, тостерами, кухонными комбайнами, видеомагнитофонами, они более информированы, готовы черпать информацию ото всюду и использовать ее. Но меня все время не покидает ощущение, что они отягощены не детскими проблемами, а проблемами взрослых. Хотя дети всегда черпали сюжеты для своих игр именно из взрослого мира. Например, они еще не могут создать собственную семью, но играют в семью, где мальчик - папа, а девочка - мама.

Часто я вижу, как ребятня разговаривает со взрослыми. Дети довольно ретиво начинают общаться с другими, хотят проявить себя перед собеседником, поделиться своими знаниями, дать совет, высказать личную позицию. Взрослый слушатель не всегда к этому готов. Некоторых это начинает возмущать: как это так, яйцо курицу учит. Но они именно такие, активные, уверенные в себе, настаивающие на своей правоте. Мы же сами открыли им каналы для получения информации, а выплеснуть ее они могут только на нас, тех, кто оказывается рядом. Таковы они сегодня. Но при этом дети хуже рассказывают сказки. Хотя по отдельности очень хорошо рассказывают о себе, о событиях своей жизни, о своей семье. Почти не увидишь, что они сели в кружок - одни рассказывают, другие слушают. Им труднее развить сюжетную цепочку. Возможно потому, что в момент рассказывания они не видят картинок, как, например, в мультфильмах, а воспринимать текст на слух им сложнее.

Ни один подготовишка не хочет быть малышом. Все хотят быть старшими. В тое время, как только ребенку нужно что-то выполнить самому, он тут же объявляет себя маленьким. Я не знаю, что это: инфантилизм или эксплуатация взрослого. Но, в общем-то, дети частенько этим пользуются. Как только ребенок хочет что-то выпросить, то он маленький, потому что маленьким обычно идут навстречу.


Дружно - не грузно, так говорили в старину


В детском саду все реже можно видеть коллективно организованные формы деятельности детей, где они совместно что-то придумывают, затевают, действуют, получают удовольствие от этого вместе. Так в недавние времена, в старших группах проводился общий и совместный труд. Например, дети вместе подклеивали книги. Казалось бы, такая несложная работа, но чтобы ее выполнить, надо было вместе определить, что именно делать с каждой книгой, отобрать материалы для работы, договориться о совместных действиях. Или дети устраивали театр: вместе выбирали сюжет, вспоминали героев, договаривались о костюмах и атрибутике. Сегодня деятельность детей более индивидуализирована. Может статься, это связано с учебными программами развития ребенка, а возможно, эта особенность присуща растущему ныне поколению. Например, дети прекрасно строят из разных видов строителя, но конструктора для как совместного строительства, объединяющего всех, он, к сожалению, используется в меньшей степени.

Дети с удовольствием принимают участие в играх-викторинах, которые затевает взрослый, будь то «Поле чудес», «Счастливый случай», «Угадай мелодию». Воспитатель распределяет детей на команды, придумывает задания, организует их, и вот тогда они проявляют себя. Получается, что коммуникация как средство общения у детей развивается не достаточно.

Я понимаю, что, возможно, говорю о той стороне жизни детей, которая и не должна быть в детском саду ведущей. Но мне кажется, что из детского сада дети обязательно должны вынести опыт совместной деятельности. Здесь замечательная обстановка для того, чтобы нам, взрослым, объединять детей в совместное придумавание, в совместные дела, игры. Как ни прекрасна индивидуализация - возможность себя проявить, что-то сделать по собственному желанию, вся дальнейшая жизнь детей будет проходить в обществе и навык совместного проживания, совместной деятельности будет им жизненно необходим.

Что поможет изменить ситуацию? Сегодня в дошкольное воспитание пришел метод проектов. Произошло это, возможно, и потому, что мы увидели: опыт совместных действий, игр у детей недостаточен. Проектирование, обдумывание нужного, полезного, интересного процесса - то, что объединяет детей и раскрывает новые педагогические возможности для взрослых.


Для игр должно быть время и место


Сегодня воспитатели в совершенстве владеют игрой как учебным средством. Дети порой и не замечают, что участвуют в занятии. Игровые занятия занимают все больше времени в режиме дня и это хорошо. Но это та деятельность, которую продумал и организовал взрослый. Это не ролевая игра детей в той форме, в которой она нужна самим детям. Это то, что я, воспитатель, заказала им: выполнять какие-то задания, такие-то роли. А если воспитатель выключается из этой деятельности - она прекращается.

Педагоги говорят о том, что дети мало играют, что у них нет для этого времени. Хотя материальные условия для игры, оснащенность игровой деятельности в детских садах стала лучше. А вот игры, как игры свободной, спонтанной, по собственному наитию детей - этого стало меньше. В дошкольном детстве для игр должно быть время и чем больше, тем лучше. Это мое мнение. Педагоги должны больше играть с детьми. Чем больше взрослый играет с ребенком, тем больше он видит, как тот проявляет себя.

Сегодня, наверное, воспитателю нужно изучать новые сюжеты детских игр. К сожалению, у детей можно увидеть игры в киллеров, бандитов. Ребенок, подражая телесюжетам, проявляет свое отношение, к тому, что он видит вокруг. Конечно, можно пытаться эти игры запретить, но дети все равно играют в них. Наверное, в жизни детей должно быть место разным играм. Другое дело, что взрослый должен стремиться показать ребенку лучшие стороны жизни человека. Здесь должны быть и подвиги, и спасения, и милосердие. Чтобы дети постепенно могли различать и плохое, и хорошее.


Татьяна ШИЛЕНОК


Библиотека V1
URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c20/51