Педагогическая гостиная Вадима Левина
Общение и сотворчество ради повышения педагогической культуры, совершенствования художественного и педагогического вкуса учителей, родителей и детей.

И всё-таки загадка Корнея Чуковского остаётся неразгаданной

14.03.2020 . Автор: author

Запись 264.
Рубрика 2. (По рубрикатору) Детское литературное творчество и читательское восприятие.
Зачем влюблять влюблённого?
– Вне школы, сами для себя, для своего удовольствия никаких Тургеневых школьники не станут читать. Даже “Войну и мир”, даже “Анну Каренину” они читают с натугой, как тяжелую нагрузку по внешкольному чтению, не испытывая никакого восторга. Все дело именно в удовольствии, в радости, – писал К.И.Чуковский в 1936 году в статье “Унылые педагоги (Письмо из Киева)”.
Всё дело именно в удовольствии, в радости! Поэтому первое дело учителя литературы – влюбить детей в поэзию . Это пишет, рассказывая о возникновении “стиховой педагогики” Чуковского, Лидия Корнеевна. Она вспоминает, что ещё в 1910-е годы, когда Лиде было шесть лет, Корней Иванович … предавался стиховой педагогике, <…> самой первоначальной, первичной, да зато такой, без которой всякая дальнейшая немыслима: очаровывал нас поэзией, вовлекал нас в нее, как других детей в детстве вовлекают в музыку.
Говоря о любви к поэзии, Корней Иванович имел в виду, конечно, не только стихи, а всю подлинно художественную литературу, включая Толстого, Тургенева и т.д. Он писал, что литературное воспитание заключается в том, чтобы …влюбить детей в литературу, в поэзию, повысить их художественный вкус, вплотную приблизить их к творчеству классиков
Утверждение Чуковского о том, что сформировать читателя можно только предварительно “влюбив” его в литературу, что литературное образование возможно и имеет смысл только в том случае, если читатель получает радость от чтения, если чувствует потребность в чтении, – это утверждение бесспорно. В нём нет загадки.
Для тех, кто сомневается в этом, приведу ещё одну цитату из книги Лидии Корнеевны:
Он уже тогда <в 1910-е годы. – ВЛ > понимал, что давать слушателям какие бы то ни было сведения о поэзии – исторические или формальные – до того , как она сама по себе стала их душевной потребностью, – занятие бессмысленное, схоластическое и даже вредное. Зачем, в самом деле, забивать взрослым и детям головы сведениями о том, когда и каким размером был написан «Медный всадник», почему так долго не печатался, когда наконец напечатан и как его встретила критика, если слушатели не испытывали наслаждения, произнося вслух и про себя, ложась спать и вставая:
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.

.
Но ведь тот же Корней Чуковский знал и утверждал:
В мире существует лишь одно – правда, очень обширное – племя, которое любит поэзию за то, что она – поэзия, любит за красоту, музыкальность и образность, и с утра до вечера упивается ею. Это племя – дети в возрасте от двух до пяти. Они буквально замучивают своих дедов и бабок, матерей и отцов, требуя, чтобы те снова и снова читали им всякие стихотворные опусы. Стихи для них не лакомство, а наиболее питательная, здоровая, витаминная пища.
Иными словами, ребёнок приходит в школу уже влюблённым в литературу .
Почему же, зачем же нужно влюблять в литературу тех, кто уже в неё влюблён?
Вот она – загадка Чуковского, которая, насколько мне известно, ещё не разгадана.
Благодарю каждого, кто попытается найти разгадку и предложит свой ответ на этот вопрос.


Оставить комментарий

Имя

Mail (never published)

Сайт