Педагогическая гостиная Вадима Левина
Общение и сотворчество ради повышения педагогической культуры, совершенствования художественного и педагогического вкуса учителей, родителей и детей.

К загадке Чуковского: видео-информация к размышлению

26.10.2013 . Автор: author

Запись 260.
Рубрика 2. (По рубрикатору) Детское литературное творчество и читательское восприятие.
Дети от правильных родителей встречаются только в Москве?
Спасибо всем, кто включился в обсуждение задгадки Чуковского.
Обзор комментариев – в следующей записи.
Продолжая разговор, предлагаю клип-реплику (может, кого-нибудь натолкнёт на новые идеи):

Буду благодарен за новые мнения и взаимное обсуждение высказанных позиций.


Загадка Чуковского

24.10.2013 . Автор: author

Запись 259.
Рубрика 2. (По рубрикатору) Детское литературное творчество и читательское восприятие.
Почему любовь недолговечна?
В мире существует лишь одно – правда, очень обширное – племя, которое любит поэзию за то, что она – поэзия, любит за красоту, музыкальность и образность, и с утра до вечера упивается ею. Это племя – дети в возрасте от двух до пяти.
Так написал Корней Чуковский в предисловии к книге Владимира Глоцера „Дети пишут стихи“ (М.: Просвещение, 1964, с. 6; см. также: http://www.gaidarovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=70&Itemid=163 ).

Корней Иванович прав – проверено десятилетиями, верно и сегодня: все здоровые дошкольники – любители поэзии и сказки.
Отсюда – загадка (для ответственных педагогов и думающих родителей):
Почему у большинства детей любовь к литературе, любовь к поэзии (в стихах и в прозе) ПРОХОДИТ В ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ? В чём причина?

– Особенности возраста? – Какие?
– Неудачное преподавание литературы в школе? – А каким должно быть удачное?
– Можно ли сохранить дошкольную любовь к поэзии у большинства школьников и выпускников школы?
Как вы думаете?

Заранее спасибо всем, кто ответит.


РАСПИСАНИЕ СЕМИНАРА Вадима ЛЕВИНА "Чтение с мамой и с удовольствием"

23.10.2013 . Автор: author

Оригинал взят у assolr в РАСПИСАНИЕ СЕМИНАРА Вадима ЛЕВИНА "Чтение с мамой и с удовольствием"

по многочисленным просьбам трудящихся и заинтересованных родителей мы публикуем подробное расписание совместного семинара вадима александровича левина для думающих педагогов и родителей!
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

запись по тел. 054-6623011

7.11 (четверг) с 17:00 до 21:00. Для всех. В детском садике Тип – топ (бывший МОФЕТ), Массада 51
17:00–17:15 – Установочное сообщение.
17:15–17:25 – Пауза
17:25–18:00 – Открытые занятия с детьми 4-х лет.
18:00–18:10 – Пауза
18:10–19:00 – Обсуждение занятий.
19:00–19:20 – Пауза с чаем
19:20–20:40 – С какими произведениями и как знакомить детей 2-х–3-х лет; 3-х–5-и лет. Читательские предпочтения детей и взрослые педагогические соображения.
Обучение чтению в играх со стихами.
Лекция-концерт „Мои любимые детские поэты и сказочники“ (часть 1).
20:40–21:00 – Обсуждение дня (рефлексия).
8.11 (пятница) с 10 до 16 часов в зале Леон Блюм, 46. Для родителей и желающих педагогов.
10:00–10:50 – Закономерности психического и читательского развития ребёнка на разных этапах детства (часть 1).
10:50–11:00 – Пауза, подготовка к открытому уроку с детьми 6-и–7-и лет.
11:00–11:50 – Открытые занятия с детьми 6-и–7-и лет.
11:50–12:00 – Пауза, подготовка к открытому уроку с детьми 8-и–10-и лет.
12:00–13:00 – Открытые занятия с детьми 8-и–10-и лет.
13:00–13:30 – Пауза с чаем (возможно, часть детей заберут отцы или бабушки).
13:30–14:15 – Обсуждение занятий.
14:45–14:55 – Пауза.
14:55–15:40 – Почему в школе обычно исчезает дошкольная любовь к чтению?
Лекция-концерт „Мои любимые детские поэты и сказочники“ (часть 2).
15:40–16:00 – Обсуждение дня (рефлексия). Дополнительные темы на завтра – по заявкам семинаристов.
9.11 (суббота) 10:00–18:00. Для всех, в зале Леон Блюм, 46.
10:00–10:20 – Лекция-концерт „Мои любимые детские поэты и сказочники“ (часть 3).
10:20–11:20 – Три возможных пути эволюции читателя-школьника. Соучастие взрослого в детских читательских переживаниях.
11:20–11:30 – Пауза.
11:30–14:00 – Цикл занятий „Секреты стихов и сказок“.
Партитуры чтения стихов и сказок.
Примеры обсуждения с детьми младшего школьного возраста стихов, сказок, рассказов (моделирование занятий).
14:00–15:00 – Перерыв на обед.
После перерыва – до 18:00:
Место детского литературного творчества в формировании читателя. Читательское творчество.
От игры искусством к общению искусством. Взросление читателя: открытие авторской позиции.
Обсуждение вопросов, возникших у семинаристов.
Лекция-концерт „Мои любимые детские поэты и сказочники“ (часть 4).
Итоговое обсуждение семинара (рефлексия).

ВНИМАНИЕ!
К этой записи assolr добавлю
Примечание ведущего:
Цель семинара в том, чтобы не только пополнить педагогические знания участников, но и обогатить каждого семинариста его собственным педагогическим опытом. Этот опыт появится –
– во время целенаправленного наблюдения за открытыми уроками и
– при последующем обмене критическими впечатлениями и мнениями об увиденных уроках;
– в дискуссиях, которые непременно будут возникать, так как каждый участник может предложить на обсуждение коллег вопросы, связанные с речевым и литературным развитием своего ребёнка.
Ту же цель (приобретение семинаристами собственного педагогического опыта) преследуют „Лекции-концерты“, предусмотренные расписанием семинара.
Поэтому важно целостное восприятие семинара: эмоциональное погружение в наши занятия В ТЕЧЕНИЕ ВСЕХ ТРЁХ ДНЕЙ СЕМИНАРА и осмысление своих переживаний, впечатлений, мыслей. В частности – сопоставление своих переживаний в первый, второй и третий день коллективной работы.


Есть возможность встретиться в Хайфе…

16.10.2013 . Автор: author

Оригинал взят у assolr в СОВМЕСТНЫЙ СЕМИНАР ВАДИМА АЛЕКСАНДРОВИЧА ЛЕВИНА ДЛЯ ДУМАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ))))))))))

7 – 8 – 9 НОЯБРЯ, 2013 Г.
ХАЙФА
ЛЕОН БЛЮМ 46 – САДИК "ТИП ТОП" (бывший "МОФЕТ")

запись по тел 054-6623011

Вадим Левин
ЧТЕНИЕ С МАМОЙ И С УДОВОЛЬСТВИЕМ
(о секретах стихов, сказок и… педагогики)
Введение: Почему возраст любви к поэзии завершается вскоре после поступления ребёнка в школу? (Загадка, которую Корней Чуковский поставил перед педагогами и родителями).
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ БИОГРАФИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА
ОТ КОЛЫБЕЛИ – ДО ПАРТЫ
(По ступенькам читательского развития).

проспект семинара:

Современный ребёнок становится читателем несколько раз. Первый раз – ещё в колыбели. Но надолго ли?
Когда чтение начинает доставлять радость ребёнку и обогащать его?
Детская поэзия – наследница первобытных обрядов общения матери с ребёнком

Изображение

ПОТЯГУШКИ И ТОПОТУШКИ. – Читатель первого года жизни
“Материнское чтение” новорождённому – эмоциональное непосредственное общение и первый шаг к духовному сближению взрослого с ребенком
Из ДЕДского репертуара (© Вадим Левин):
- “По тропинке, по дорожке” (топотушка)
Литература для самых маленьких – игры на двоих
Зачем читать ребёнку стихи, содержания которых он не понимает?
Чтение на вырост. – Методическая подсказка неопытным родителям: что и как читать новорождённому и младенцу?
Что даёт годовалому ребёнку материнское чтение?
Что будет после года?

ПРОБЕГАЛА МЫШКА В НОРКУ… – Раннее детство: от года до трёх
Для женского голоса: чтение со взрослым – праздничное общение и игра
Из ДЕДского репертуара (©):
-  Мышка с коркой („Пробегала мышка в норку…“),
-  Семеро утят („В озере играют семеро утят…“)
Что даёт чтение-игра ребёнку, которому от года до трёх?
Что будет после трёх?

ОКОЛО ОКОШКА СПИТ НА СОЛНЦЕ КОШКА… – Дошкольное детство: от трёх-четырёх до шести-семи
Стихи-игры на двоих, групповые игры в стихах и сказках, стихи для игры наедине с собой. – Методическая подсказка: что и как читать с детьми, которым от трёх до семи
Чтение в группе малышей и родителей
Методическая подсказка от Маршака („Детские стихи должны проверяться дважды!“ – сказал Самуил Яковлевич).
Стихи для игры дома (когда к ребёнку приходят гости), в детском саду, в литературном кружке:
•  „Стенка, стенка, потолок…“
Из ДЕДского репертуара (©):
• Разговоры с мамами (загадка в лицах):
? Первый разговор,
? Второй разговор.
Игры, спрятанные в стихах (и примеры того, как мы извлекаем из стихов игры, которые там от нас прячутся):
• Пугливые мышки (по Маршаку: „Вдруг! Раздался! Страшный! Звонннннн!“);
• Сонный слон (по Токмаковой);
• Было тихо (по Новелле Матвеевой).
Из ДЕДского репертуара (©):
• Спящая Кошка („Около окошка спит на солнце кошка…“);
• Уж („Уж бежал кривой дорожкой…“);
•  Паучок („Он по паутинке шёл издалека“);
•  Как зайцы дразнят лягушек.
Зачем Корней Иванович читал малышам русскую поэтическую классику и при этом ничего не пояснял?
Для дошкольника сказка – та же сюжетно-ролевая игра, только совершаемая в воображении.
Чему непреднамеренно может научить нас малыш, если мы захотим у него учиться.
Что даёт чтение дошкольнику?
Что будет дальше? Когда придёт “время для головы”?
Занятия литературой (восприятие и детское сочинительство) играют в жизни ребёнка ту же роль, что и ведущая деятельность этого периода детства.
Полноценное восприятие искусства на каждом возрастном этапе (в младенчестве, в дошкольном детстве, в юности) – это разные способы восприятия.
Причины, из-за которых младший школьник охладевает к стихам и сказкам. Может быть, главная причина связана с особенностями социальной ситуации читательского развития в младшем школьном возрасте?
„БУКВЫ, В ШКОЛУ СОБИРАЙТЕСЬ!“ – От чтения слушания к чтению своими глазами.
Стихи-игры и сказки-игры для обучения чтению. – Методические подсказки: как помогать малышу приобретать навыки чтения, не теряя дошкольной любви к стихам и сказкам?
Из ДЕДского репертуара (©):
• „Азбука для Аннушки“;
• Первый текст для самостоятельного прочтения;
• Грамотные телята (“ударная” игра со стихами);
• Чтение с помехами, которые… помогают, или Игры для начинающих грамотеев;
• Уж;
• “Буквы, в школу собирайтесь!” (Две сказки с секретами);
• Чтение-игра;
• Лиса и мышь (по Николаю Сладкову: партитура мячик-чтения – для двоих);
• Маленькая сказка (по Геннадию Цыферову: партитура мячик-чтения – для группы). 30

II  ОТ ПАРТЫ – КУДА? (Школьная развилка в читательской судьбе ребёнка: три траектории эволюции читателя в школьные годы).
(1) Горизонтальная траектория эволюции читателя: школьное обучение не влияет на читательское развитие.
(2) Нисходящая траектория эволюции читателя: школьное обучение вредит читательскому развитию и губит его.
(3) Восходящая траектория эволюции читателя: школьное обучение развивает читательские потребности и совершенствует читательские способности.

III МЕТОДИКА НЛО (Как обеспечить начальное литературное образование).
1 Исходная идея НЛО – включение маленьких читателей в учебные литературные игры и открытие читателем „автора в себе“ (в ходе этих игр), а затем и в читаемых произведениях.
Педагогической опорой для воплощения этой идеи служат:
– читательский опыт ребёнка и формирование у школьника литературных предпочтений; участие взрослого в детских читательских переживаниях;
– литературное творчество детей, возникающее в учебных литературных играх;
– формирование детско-взрослого читающего сообщества и непосредственные эмоциональные реакции со стороны сообщества как социальное подкрепление успехов юных авторов.
2 Виды занятий, формирующие у младшего школьника культуру чтения.
3 Первый вектор читательского развития младших школьников – развитие читательского опыта и ориентировка в мировой библиотеке:
a „Просто чтение“.
(1) „Чтение-слушание“ и „Чтение своими глазами“: преодоление барьера. Примеры сценариев урока.
(2) „Чтение-слушание“: партитуры чтения, примеры.
(3) „Чтение своими глазами“: партитуры чтения, примеры.
b Работа с классной библиотечкой „Лесенка“.
c Занятия, направленные на создание детско-взрослого читательского (читающего) сообщества.
4 Второй вектор читательского развития младших школьников – освоение элементарных художественных средств в качестве материала игры и попытки литературного творчества.
a Учебные игры (речевые и литературные) на разных возрастных этапах.
(1) Знакомимся. Тренировки для сноровки (развиваем память, наблюдательность, внимание, речь…).
(2) Театр для себя (этюды, инсценировки…)
(3) Что читаем, тем играем (игры, спрятанные в стихах и сказках).
b Цикл занятий „Секреты стихов и сказок“ (Заглядываем внутрь стихов и сказок: как они устроены?) Примеры сценариев уроков:
(1) Секрет первый. «Грохочет слово, словно гром» (звукопись).
(2) Секрет второй. «Родион, выйди вон!» (инструментовка).
(3) Секрет третий. «Квинтер, квантер, жэс!» (стихотворный размер, ритм).
(4) Секрет четвёртый. «Похожие хвосты» (рифма).
(5)  Секрет пятый. «Что на что похоже» (сравнения).
(6) Секрет шестой. «Щука щуку укусила» (юмор в стихах).
(7) Секрет седьмой. «Не пиф! Не паф!» (художественная деталь).

c Детское литературное творчество.
5 Открытие „автора в себе“ (а затем – и в читаемых произведениях) и развитие у школьника потребности в чтении подлинно художественной литературы. Уроки чтения после „Открытия автора в себе“:
(1) «Нивы сжаты, рощи голы» (стихи).
(2) Твёрдая «Косточка» (проза).
(3) «Прыжок» (проза).
(4) «Пожар» (проза).
(5)  «Почему Чиполлино луковый, а Буратино деревянный?» (сказки).
6 Совместное литературное развитие детей и родителей.
7 Замечания о детском сочинительстве: неочевидные возможности и потенциальные опасности.
Что может быть в средних и старших классах?