Педагогическая гостиная Вадима Левина
Общение и сотворчество ради повышения педагогической культуры, совершенствования художественного и педагогического вкуса учителей, родителей и детей.

НЕ ТО, потому что НЕ ТАК…

10.02.2013 . Автор: author

Запись 258.
Рубрика 2. (По рубрикатору) Детское литературное творчество и читательское восприятие.
Загадки кризиса чтения.
Специалисты считают, что кризис проявляется не столько в отказе от чтения, не столько в „нечтении“, сколько в чтении не того.
Ю.Юзбашева, директор исследовательского агентства (см.: журнал PSYCHOLOGIES, №11, 2006):
…дети сейчас очень мало читают художественную литературу, исключением являются только книги о Гарри Поттере. В основном они читают комиксы «Человек-паук», «Великолепная четверка», «Халк», «Скуби Ду». Девочки читают журнал типа «Elle girl»…
В.Чудинова, вице-президент межрегиональной общественной организации «Русская ассоциация чтения», зав. отделом социологических исследований РГДБ (см. сборник Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ ):
В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения.

Но начиная с 60-х того самого ХХ века я часто встречался с харьковскими, киевскими, крымскими, московскими школьниками разных классов, а в 80-е и 90-е годы с педагогическими командами движения «Эврика» объездил десятки городов Советского Союза – от Нарвы до Южно-Сахалинска, проводил семинары с учителями начальной школы и преподавателями литературы, давал уроки в классах – от первого до десятого – и целенаправленно знакомился с читательским восприятием советских школьников разного возраста. Могу утверждать: выпускники школы шестидесятых – начала девяностых годов прошлого столетия в большинстве своем тоже „читали не так“.
Почему же тревогу по поводу кризиса чтения специалисты забили только сейчас?
У вас есть предположения? Поделитесь, пожалуйста. Хотел бы сравнить ваши догадки с моей.
Спасибо авансом.


Подражать ей легко, заменить её невозможно

02.02.2013 . Автор: author

Запись 256.
Рубрики 6 и 7. (По рубрикатору) Событие и Рената Муха.
80 лет со дня рождения Ренаты Мухи
Перечитаем воспоминания, в которых Рената и сегодня остаётся живой, неповторимой и неотразимой. Нам рассказывают о ней
Вадим Ткаченко, её муж и друг ,
Феликс Рахлин, писатель, друг детства ,
Нина Никипелова, филолог, профессор, харьковчанка, много лет дружившая с Ренатой ,
Наталья Рапопорт, профессор, химик, свидетельница феноменального успеха Ренаты на фестивале устных рассказов в американском городе Прово, штат Юта
и Дина Рубина, которую не представляю, потому что её все знают.
Update.
ligrin предложила для новеньких ЖЖ-истов дать ссылку сайт, где собраны стихи Ренаты, например, http://www.jerusalem-korczak-home.com/bib/muha/muha.html. А в подарок всем англоязычным поклонникам Рены назвать также сайт http://es-key.livejournal.com/127063.html
Что с готовностью делаю.
Добавлю к этому, что на родине поэтессы сайт „Харьков: новое о знакомых местах“ отметил этот день словами Евгения Евтушенко и Сергея Никитина о Ренате Мухе.


Когда проходит дошкольная любовь…

01.02.2013 . Автор: author

Запись 257.
Рубрика 2. (По рубрикатору) Детское литературное творчество и читательское восприятие.
…и наступает безразличие и даже отвращение к поэзии
Недавно я задал ЖЖ-собеседникам вопрос, над которым думаю сам: Обречена ли дошкольная любовь к поэзии на угасание, когда ребенок взрослеет?
Задавая этот вопрос, я утверждал (опираясь на собственный опыт и мнение многих исследователей чтения), что дошкольная любовь стихам и сказкам почти всегда угасает к четвертому-пятому классу и школьники обычно выходят из школы, так и не открыв для себя богатств мировой литературы. Тем не менее большинство тех, кто включился в обсуждение, ответили на мой вопрос отрицательно. Благодарю всех за интересные ответы и цитирую некоторые:

ok_66:
Дщерь в тринадцать
по собственной инициативе учила монолог Хлопуши (по книге Вайля). Хотя никаких особых усилий мы не прилагали…
rys6:
Я хорошо помню детство
, у меня не было потери интереса и даже помню за счет чего: как раз с 10 до 12 лет в летне-дачное время мама каждый вечер читала вслух стихи из книги “Западная поэзия в русских переводах, в основном баллады – очень удачный переход от сказок к лирике. Многие стихи из той книги до сих пор помню наизусть. А ещё в этом же возрасте мама заразила меня игрой в “стихи” ( вот тут http://rys6.livejournal.com/64947.html я писала подробно про эту игру), желание играть успешно всё время подталкивало почитать что-то новое и повторять про себя всё, что знаю наизусть.
_olga:
Я так по себе помню,
что у меня, конечно, была потеря интереса к поэзии лет в 8-12, но самый большой интерес был к ней отнюдь не в 5 лет, а в 14-17
afruvva:
Я, наоборот, начала стихи читать лет в 11-12.
По-моему, началось с Лермонтова… И писать я их тоже начала примерно тогда:) И сказками заинтересовалась тоже в подростковом возрасте. Я тогда начала играть в юношеском театре, мы ставили большей частью представления для детей.А угасло увлечение поэзией в университете, где у меня не было времени ни на какую литературу, кроме учебной.
dolady:
…Если ребенок растет в среде творческой, литературной,
то потери интереса скорее всего не произойдет, к тому же очень часто дети как раз в 12-14 лет начинают писать стихи, даже не смотря на “обычное” окружение.
5oceans:
если существует потеря интереса к поэзии в 10-12 лет,
то почему же такое количество детей именно в этом возрасте начинает сочинять свои стихи? Может, оно и не так, но я по собственному детству помню, что как раз в этом возрасте вокруг меня (да и меня не миновало) было так много доморощенных поэтов.


Спасибо за замечание давней знакомой nkb.
Очень интересные соображения высказали mic29, vitalyur, t_lavrova, laopo, alsit25, tokyo_exchange. Но об этом поговорим в другой раз.
А сейчас два вопроса в связи с высказываниями ok_66, rys6, _olga, afruvva, dolady и 5oceans.

Ваше мнение:
1. Почему (вопреки статистике) большинство моих ЖЖ-собеседников утверждают (исходя из личного опыта!), что интерес к поэзии не исчезает в подростковом возрасте? О чём это может свидетельствовать?
2. Увлечение сочинением стихов в подростковом и юношеском возрасте можно ли считать свидетельством любви к поэзии?

Спасибо.