Педагогическая гостиная Вадима Левина
Общение и сотворчество ради повышения педагогической культуры, совершенствования художественного и педагогического вкуса учителей, родителей и детей.

Критерии Маршака. А ваши? (продолжение 2)

11.02.2012 . Автор: author

Запись 242. Рубрики 2, 3 и 4 (по рубрикатору) : Детское литературное творчество и читательское восприятие; Детские игры со взрослыми; Авторы давно любимые и новые.
“Сыграем в жюри!” – Игра-двухходовка.
Разговор о критериях оценки стихов для детей, начатый в записях №240 и №241 , продолжим игрой для взрослых.

Вы – члены жюри конкурса стихов для детей.
На конкурс поступили стихи авторов А, Б и В. (Автор Г не прошёл предварительного отбора.) Вам надлежит:
Первый ход: оценить каждого автора по десятибалльной системе («10» – настоящие стихи; «1» – халтура).
Второй ход: обосновать свой выбор, т.е. объяснить, что именно в стихах вам понравилось или не понравилось.

По условиям игры – никто не знает имён авторов. Если кто-либо из участников игры “Сыграем в жюри!” узнает, кто написал те или иные стихи, прошу пока не называть имена авторов.

Представляю подборки стихов, поступившие на конкурс.

Автор А:

* * *
Сшила мамочка-лисица
Платье красное из ситца,
С бантом в белую горошку,
Только длинное немножко.

Было у лисички-дочки
Платье белое в цветочки,
С блестками и белой ватой,
Но немного маловато.

* * *
Шел по мостику хорек
За покупками в ларек,
Папа попросил хорька
Сыр купить и молока.

* * *
Паучок и таракан
Барабанят в барабан:
– Туки-туки-туки-тук!
У кого погромче звук?

Автор Б:

* * *
Тритатушки-тритата!
Проглотил Полкан кота.
В животе теперь мурчит,
А из пасти хвост торчит.

* * *
В грузовик влезает наш
Очень-очень много Маш.
Вик влезает больше,
Значит Маши толще!

* * *
Огурец с редиской
Спрятались за миску
И теперь глядят,
Как морковь едят!

* * *
У автобуса машина
Откусила руль и шины,
А автобус у нее
Откусил назад свое.

* * *
Дима маму не послушал
И его троллейбус скушал.
Машет из окна: “Смотри!
Я живой, я здесь, внутри!”

Автор В:

* * *
Непослушных пугал
В поле ставят в угол.

* * *
Жаба гладила флажок,
Утюжок флажок прожёг:
В центре жабьего флажка
Дырка в форме утюжка.

* * *
Ветераны на окне
Вспоминают о войне
– Помнишь, враг пошёл стеной.
Крикнул ты: “Кто жив, ступай за мной!”
Всюду крики, стоны…
И кончились пистоны.

СКОРОГОВОРКА
Шестеро смышлёных шахматистов
Утащили штангу у штангиста.

* * *
У черепахи
Детские страхи:
Снится ей, будто она без рубахи.
Снится, что тигры напали на след.
Спрятаться надо, а панциря нет.

* * *
Я овсянку всякую
Называю бякою.
Я такой еды не ем,
Я такою какаю.

* * *
Инопланетяне веселились:
К ним с Земли земляне приземлились.
И они с обычными землянами
Возятся,
как с инопланетянами.


Критерии Маршака. А ваши? (продолжение)

11.02.2012 . Автор: author

Запись 241. Рубрики 2, 3 и 4 (по рубрикатору) : Детское литературное творчество и читательское восприятие.; Детские игры со взрослыми; Авторы давно любимые и новые.
Хорошие стихи / плохие стихи: основания выбора
Спасибо тем, кто включился в разговор о критериях оценки стихов для детей: [info]erlinn, [info]drabkina, [info]lisa_shvostom, [info]problemba, [info]t_lavrova, [info]olkab, [info]julka_bro, [info]taksahobbyru, [info]vitaly2009, [info]k_to_k и другим.

Отдельная благодарность [info]bely_krolik, которая откликнулась первой и тут же привела замечательный пример отвратительных “детсадовских” стихов:
Март – месяц радостный и ясный!
Господа, наши дамы прекрасны!
Жени, Леры, Алисы, Наташи,
Насти, Кристины и Саши.

Чудесный пример, [info]bely_krolik! О таких стихах хочется сказать: просто прелесть, какая гадость…

Спасибо, уважаемая [info]goodbabaka, за ясное, лаконичное и убедительное описание Ваших критериев оценки стихов:

Я никогда не писала стихов и не знаю, как это делается, но могу почувствовать – вот тут поэт долго сидел и думал, как лучше срифмовать, какое лучше слово подобрать. Когда это чувствуешь, когда видно эти нитки, стихи нельзя назвать хорошими. И наоборот, если форма безупречна, а нет души, сердца нет, такие стихи, как будто просчитанные на калькуляторе, все равно не тронут.

Думаю, многие читатели чувствуют то же самое и не откажутся от Вашей формулировки.

А мне это описание критериев выбора интересно ещё и вот чем. Часто на вопрос: «Как вы выбираете книги (для себя, для чтения детям или с детьми)?», отвечают: «Выбираем то, что нравится».
К примеру, [info]velogirl: …стихи должны быть настоящими. …иногда читаешь – мурашки по всему телу или от смысла, или от ритма, а иногда просто весело или настроение особое создаётся.

Это естественный ответ – поэт пишет чувствами, а читатель чувствами воспринимает и выбирает. Рождение настоящих стихов, по-видимому, гораздо больше похоже на географическое открытие, чем на строительство по чертежу. Если верить прекрасному поэту Борису Чичибабину (а я ему верю безусловно), во время рождения стихов “Поэт – что малое дитя”:
Поэт – что малое дитя.
Он верит женщинам и соснам,
и стих, написанный шутя,
как жизнь, священ и неосознан.

… Как сон, от быта отрешен,
и кто прочтет и чем навеян?
У древней тайны вдохновенья
напрасно спрашивать резон.

Думаю, что, подобно пишущему поэту, читатель, который ищет “свою книгу”, руководствуется не заранее заданным набором параметров, а узнаёт книгу (автора) как родственную душу среди множества случайных собеседников. Читательский выбор вполне может быть (и обычно бывает) неосознанным. Но! – как пишет дальше Борис Алексеевич:

Но ПЕРЕД ТЕМ как сесть за стол
и ПРЕЖДЕ ЧЕМ стихам начаться,
я твердо ведаю, за что
меня не жалует начальство.

Рождению стихотворения предшествует жизненный опыт, осмысление опыта, появление позиции (осознание личностных ценностей, иерархии ценностей). То же, мне думается, происходит и с читательским опытом. Осознать свои читательские ценности (критерии выбора) особенно важно педагогам и родителям.

И хотя в нашем небольшом обсуждении участвовали читатели “из одной песочницы” (естественный отбор: каждый ЖЖ – своя компания), но даже у них были разные, – порой противоположные! – критерии выбора. Например, позиция [info]alsit25 совершенно расходится с установками остальных участников обсуждения. Не спешу отвечать этому давнему знакомому, потому что надеюсь на то, что ему ещё кто-нибудь возразит и мы продолжим разговор о критериях оценки стихов для детей (только для детей?).


Критерии Маршака. А ваши?

09.02.2012 . Автор: author

Запись 240. Рубрика 7 (по рубрикатору) : Рената Муха.
Послесловие к Международному литературному конкурсу памяти Ренаты Мухи
Никогда прежде не бывал в жюри. И не думал, что оценивать стихи в баллах так неестественно и неприятно.
1. Если уж устраивать литературные состязания, то, на мой взгляд, стоило бы конкурсантам, их болельщикам и членам жюри перед конкурсом обсуждать критерии оценки поэзии для детей. Мне кажется, что это было бы полезно и для пишущих, и для читателей, и для педагогов, и даже для теоретиков и историков литературы.
А как вы думаете?

Самуил Яковлевич Маршак ценил в стихах для детей такие качества (цитирую письмо ко мне от 3 января 1963 года):
Прежде всего, я думаю, стихи для маленьких должны быть настоящими стихами, без рассудочности, от всего сердца, от радости душевной.
Во-вторых, в них должно быть ясное чувство формы, цельность рисунка, каким бы коротким или длинным ни было стихотворение. Так, как это бывает в лучших народных песенках, сказочках (вроде “Репки”) или считалках. Должна быть свежесть и чистота языка.
В-третьих, стихи должны быть полны действия, игры, воображения, то есть меньше всего похожи на те вялые стишки и песенки, которые читают и поют во многих наших детских садах.
Людям, пишущим для маленьких, надо учиться у народа, у лучших мировых поэтов – и у детей.

2. Какие качества стихов для детей цените вы?

Интересно, совпадают ли критерии оценки у пишущих и читающих, у опытных литераторов и начинающих, у педагогов и остальных читателей…

Спасибо всем, кто ответит.

Самая горячая благодарность тому (той), кто ещё и процитирует стихи, которые ему (ей) очень нравятся. И те, которые, с его (её) точки зрения, плохие.


Сегодня день рождения Ренаты Мухи

05.02.2012 . Автор: author

Вспомним о ней вместе с Еленой Лагутиной.
Запись 239. Рубрика 7 (по рубрикатору) : Рената Муха.