Педагогическая гостиная Вадима Левина
Общение и сотворчество ради повышения педагогической культуры, совершенствования художественного и педагогического вкуса учителей, родителей и детей.

Читать научили всех, а многие ли читают?

14.04.2010 . Автор: author

Запись 198. Рубрика 2. (По рубрикатору) Детское литературное творчество и читательское восприятие.
Об этом можно только мечтать!..
Сказать ли,
О чем они втайне мечтают –
Те, чьи книги охотно читают?
Мечтают, чтоб мы
Научились читать…
Ах, об этом
Можно только мечтать!..

Борис Заходер „Мечты и звуки“

В дошкольных и школьных программах по чтению и литературе написано, что они ставят перед собой задачу сформировать читателя. Мне кажется, что это чистая декларация. Методика чтения позволяет научить младшего школьника (и даже дошкольника) читать. Методика литературы в средних и старших классах позволяет дать школьнику некоторые представления о теории и истории литературы. Но разве методика дошкольного образования, или методика чтения, или методика литературы подсказывают, что и когда нам следует предпринимать, чтобы ребёнок полюбил чтение? А без ответов на эти вопросы педагог может только „увлекать“ литературой. Но для этого ему самому нужно быть увлечённым и… владеть методикой увлечения чтением. А кто его этому учит?
Наши взрослеющие дети даже не подозревают о том, насколько мы обеднили их жизнь, не открыв им радость чтения.

Хотелось бы знать:
– Как ВЫ полюбили чтение?
– Встречались ли ВАМ книги (методики), которые подсказывают взрослому, что и когда делать, чтобы у ребёнка возникла любовь к чтению, художественный вкус и привычка читать художественную литературу?

Спасибо.


Дурак и колесо

14.04.2010 . Автор: author

Запись 197. Рубрика 3. (По рубрикатору.) Детские игры со взрослыми.
Игры с вундеркиндом.
Лет 30 назад психолог Д.Б.Богоявленская (ныне – доктор наук, известный специалист по психологии творчества и одаренности) рассказала в „Литературной газете“ о малыше из, кажется, Новосибирска. Шестилетний Саша удивительно лаконично и метафорически определял слова, которые предлагали ему взрослые. Я запомнил:
– Радуга – радость дождя.
– Спичка – пехотинец в серной каске.
– Философ – расширитель проблем.
– Огонь – памятник Прометею.
– Дурак – колесо, которое застряло.

Последний афоризм я недавно нашёл в Интернете. Автор – Александр Селезнёв.
Сыграем с маленьким философом?
Попробуйте дать краткие определения каждому из трёх слов:
Жизнь, Любовь, Искусство.

Спасибо.


Дурак и колесо

13.04.2010 . Автор: author

Запись 197. Рубрика 3. (По рубрикатору.) Детские игры со взрослыми.
Игры с вундеркиндом.
Лет 30 назад психолог Д.Б.Богоявленская (ныне – доктор наук, известный специалист по психологии творчества и одаренности) рассказала в „Литературной газете“ о малыше из, кажется, Новосибирска. Шестилетний Саша удивительно лаконично и метафорически определял слова, которые предлагали ему взрослые. Я запомнил:
– Радуга – радость дождя.
– Спичка – пехотинец в серной каске.
– Философ – расширитель проблем.
– Огонь – памятник Прометею.
– Дурак – колесо, которое застряло.

Последний афоризм я недавно нашёл в Интернете. Автор – Александр Селезнёв.
Сыграем с маленьким философом?
Попробуйте дать краткие определения каждому из трёх слов:
Жизнь, Любовь, Искусство.

Спасибо.


“Стихотворство – озорство” (Борис Заходер)

09.04.2010 . Автор: author

Запись 196. Рубрика 3. (По рубрикатору.) Детские игры со взрослыми.
Рифмоплетение (продолжение)
В предыдущей записи я предложил ЖЖелающим поозорничать – дописать две строки к такому началу:

Зарифмовал я впопыхах
Мычанье, ржанье и жужжанье…
……………………………….
……………………………….

Благодарю всех, кто участвовал в игре, и привожу небольшую выборку решений.

[info]nu57, Не две строчки, зато Пушкин:
Конечно, беден гений мой:
За рифмой часто холостой,
Назло законам сочетанья,
Зарифмовал я впопыхах
Мычанье, ржанье и жужжанье…
Помилуй, трезвый Аристарх!

[info]girsa_dejankuta:
Зарифмовал я впопыхах
Мычанье, ржанье и жужжанье:
Летает конь о двух рогах -
Моей фантазии созданье.

[info]ta_samaja:
……………………….
Вот так обычно горожане
Поют провинцию в стихах.

[info]mara_persona:
……………………….
Сказал редактор о стихах:
“Увы, диагноз – недержанье”.

(Читаю конкурсные рукописи, ставлю диагноз каждому первому. Увы.)

[info]shandi1:
……………………….
Добавил толику страданья,
И вышло “Облако в штанах”.

[info]tay_kuma:
……………………….
И внял я неба грохотанье.
И заиграл рояль в кустах.

[info]_ira_:
……………………….
c тех пор хожу я на руках
под всенародно обожанье.

[info]otte_pelle:
……………………….
И шум такой стоит в стихах
что мне не слышно содержанья!

[info]tigry:
……………………….
Как часто звукопись в стихах
Ущерб скрывает содержанья…

[info]larifuga:
……………………….
Не повстречалось бы впотьмах
Мне это странное созданье.

[info]netot42:
Зарифмовал я впопыхах
Мычанье, ржанье и жужжанье,
Кудахтанье и гоготанье.
Прочел и понял – дело швах!

[info]chertik_v_yubke:
Зарифмовал я впопыхах
Мычанье, ржанье и жужжанье.
Теперь же в авторских правах
Я ущемлен за подражанье.

[info]floweret, Отчаянье:
Зарифмовал я впопыхах
Мычанье, ржанье и жужжанье…
Но рифм немало пропахав,
Не смог придумать окончанье.

И погрузился я в отчаянье…


А может, кто-нибудь найдёт
Какой-то новый поворот?


Рифмоплетение

03.04.2010 . Автор: author

Запись 195. Рубрика 3. (По рубрикатору.) Детские игры со взрослыми.
Кому не лень, кому с руки,
Добавьте к этим две строки:

Зарифмовал я впопыхах
Мычанье, ржанье и жужжанье…
……………………………….
……………………………….

Спасибо.


Путь ВУНДЕРКИНДА.

02.04.2010 . Автор: author

Запись 195. Рубрика 1. (По рубрикатору) Многоязычие с детства (Психология и педагогика раннего двуязычия и многоязычия).
Педагогическое открытие или рекламный трюк?

– УРА! – утверждает сайт WWW.ISRA.COM:
– В Израиле вышел „Вундеркинд“ – первый… русскоязычный развлекательно-познавательный журнал для детей.

Как объявляет сайт, „Вундеркинд“ – уникальный журнал: уникальность этого издания в том, что авторы – израильские русскоязычные детские писатели и поэты – члены союза писателей Израиля, а значит, юным читателям не придется недоумевать над каждым прочитанным словом.

Как вам кажется, это удачная педагогическая находка – оградить юных читателей от непонятных слов?
И ещё.
Большая просьба к тем, кто видел „Вундеркинда“: расскажите, пожалуйста, нём. Неужели возможен детский журнал на русском языке без Пушкина и Толстого, Чуковского и Маршака, без сказок Сергея Козлова и Геннадия Циферова, без стихов Бориса Заходера и Юнны Мориц?

Спасибо.


Знаете ли вы стихи Эльмиры Котляр?

02.04.2010 . Автор: author

Запись 193. Рубрика 4. (По рубрикатору) Авторы давно любимые и новые.
Она никогда не была модной…
…не стала раскрученной. Но многие знали, любили и любят её поэзию. Я давно заметил её стихи для детей, включил их в библиотечку „Лесенка“, очень хотел познакомиться с Эльмирой Петровной. Не довелось: 18 октября 2006 года она умерла.

Почитайте о поэтессе , почитайте её стихи для детей:

* * *
Совы –
Суровы.
Совы –
Ни слова.
Сидят
Сова с совой,
Молчат
Между собой.

Хомячок
Фомка, фомка, хомячок,
Покажи другой бочок.
– Нет, не покажу,
я на нём лежу.

* * *
Аист,
Аист,
Что ж ты ногу
Прячешь в белое крыло,
Будто зимнюю дорогу
Белым снегом замело?


Осьминог
Сколько ног у осьминога?
Раз,
Два,
Три,
Четыре…
Много!

* * *
На песочке в ящичке
Греются две ящерки,
Уверенные обе,
Что спят в пустыне Гоби!

* * *
Зебры –
Белые или негры?

* * *
Носорога
Держат строго:
Вот вода,
Вот еда,
А отсюда – никуда

Юла
Ох, устала я кружиться,
Мне сегодня не жужжится,
Покружилась на веку –
Полежать бы на боку!

Ходики
По морю, как ходики,
Ходят пароходики.
Маятник качается –
Качка получается.

Качалка
Качалка
Качалась,
Качалка
Качалась:
– Ах, если бы
жизнь
никогда
не кончалась!

А вот шедевр:
* * *
У верблюда два горба,
Потому что жизнь – борьба!

Кто ещё не включил стихи Эльмиры Котляр в библиотечку для своих детей, надеюсь, сделает это теперь.